Жирафы, клепки и сукно: как устроена квартира одинокого путешественника
Недалеко от московского Арбата в старинном пятиэтажном особняке живет одинокий путешественник. Хозяин бывает в России наездами. Впрочем, особенный ритм жизни не помешал владельцу создать у себя в доме монументальную атмосферу строгости и некоторой отстраненности, характерную для аристократического жилья европейцев позапрошлого века. Брутальный дизайн для холостяка создали Валерий Лизунов, Юрий Колесников и Екатерина Агеева из московской студии Archpoint.
«Общий стиль интерьера можно охарактеризовать как классический по форме, но выполненный крупными мазками в грубой, брутальной манере — на грани ар-деко и эклектики, — рассказал Лизунов. — Прямые строгие формы создают впечатление фундаментальности. Все текстуры матовые, блеска почти нет».
Жилая зона расположена на втором этаже особняка в Мерзляковском переулке. Мраморные полы и лепнина остались здесь от прежних хозяев. Дизайнеры из Archpoint решили не убирать существующие элементы, а интегрировать их в новую концепцию. Новое — это псевдоклассическое панно, закрывающее собой телевизор, однотонный черный камин, темная мебель и, конечно, статуя двух жирафов, напоминающих о славных временах джентльменской охоты за трофеями.
Доминирующим материалом в отделке стал орех. Из него сделаны двери, настенные панели, кухня и мебель. «Орех задает спокойную, выдержанную бежево-коричневую гамму интерьера, которую разбавляют синие обои в гостиной, черно-белые диваны и другие элементы», — объяснил Колесников. Чтобы разбавить монументальность интерьера, дизайнеры добавили в обстановку светлые ковры. Впрочем, металлические клепки на креслах не дают забыть о жесткой природе этого интерьера даже в окружении мягких поверхностей.
На первом этаже дома, под спальнями и гостиной, находится зона отдыха с бильярдом и барной стойкой. По сути, это одна большая комната с компактным закутком, где размещены диваны и столики. Смысловым центром игровой зоны служит бильярдный стол с фиолетово-красноватым цветом сукна. Под сукно подстраивается остальной интерьер: в обстановке можно найти несколько оттенков коричневого, а цвет бильярдного стола повторяют латунные абажуры люстр и рукоятка кия.
На стенах здесь — обои из натурального шелка с эффектом хамелеона: стены меняют цвет в зависимости от освещения. И бильярдный стол, и барная стойка выполнены из тика; у бара есть вставки из оникса. Мрамор остался в холле, а в бильярдной комнате на полу выложен ореховый паркет.
Анастасия Каспарян, руководитель архитектурного бюро «Золотые головы»:
— Концепция в бильярдной комнате просматривается очень сложно. Если бильярдный стол хоть как-то уживается с зоной бара и решен в стилистике 1970-х, то люстры над ним совершенно выбиваются из стиля. Диван подходит к центральной группе, однако все остальное (кресла и низкие тумбы) не соответствует общему настроению. Завершает картину классический лепной карниз и случайно расставленный свет.
В гостиной фриз мог бы доходить до потолка и содержать внутри себя двуцветный орнамент. Массивные люстры и такие же торшеры в одной комнате — перебор. На стенах в данном интерьере намного лучше смотрелась бы черно-белая графика или фото в тонких черных рамках. В спальне фриз доходит до фасадов шкафа. Стоило либо понизить шкаф и заводить над ним фриз, либо делать фасады до потолка. Наконец, зеркало над кроватью — это ошибка в пропорциях.
Елена Тихонова, руководитель дизайн-студии Cameleon Interiors:
— Похоже, автор поставил задачу смешать на одной площади несколько стилей. Цель сложная и всегда спорная. В целом все помещения выдержаны в едином настроении и авторском стиле. По композиции и геометрии отлично сделаны санузлы. На мой взгляд, у гостиной есть несколько минусов. Две огромные люстры убивают изящность пространства — они выглядят так, словно сделаны из бумаги. В данном случае этот эффект удешевляет дорогой интерьер. Режет глаз обилие вентиляционных решеток: даже если они действительно необходимы в таком количестве, автору определенно стоило бы заказать изящные резные решетки, чтобы поддержать остальной дизайн (в тон рисунку дверей, к примеру), а не брать типовые. Прекрасна картина, которая закрывает телевизор.
Оформление стен спальни создает эффект наползания потолка на спящего человека, а сплющенное зеркало усиливает это впечатление. Цветочная лепнина кажется совсем не к месту — на мой взгляд, в данном случае все же стоило придерживаться линий ар-деко. В целом интерьер перегружен различными стилистическими приемами: здесь и кессоны, и лепнина, и немного шале, и все тот же ар-деко.
Антон Погорельский