От США до Белоруссии: как государство регулирует работу риелторов
Должно ли государство регулировать риелторскую деятельность? В международном масштабе все больше стран отвечают на этот вопрос утвердительно. Даже наши ближайшие соседи по СНГ — Белоруссия и Узбекистан — уже приняли специальные нормативные акты по данному вопросу. В дальнем экономически развитом зарубежье базовые законы об агентах недвижимости действуют с 70–80-х годов прошлого века.
Риелторская деятельность регулируется государством более чем в 100 странах мира. Почему России до сих пор нет в этом списке? Думаю, долгое время государству ничего не надо было от риелторов, их же такая ситуация вполне устраивала.
Сегодня положение дел меняется. Стране нужны налоги, а значит, надо выводить из тени доселе непрозрачные отрасли экономики, в том числе и рынок жилья. В масштабах России его ежегодный оборот может быть оценен примерно в 10 трлн руб., значительная часть которых — никем не учтенные наличные средства.
С вводом законодательного регулирования деятельности риелторов государство элегантно убьет двух зайцев. С одной стороны, повысится качество услуг риелторов и их ответственность перед клиентами, с другой — прозрачность рынка, что создаст предпосылки для роста налогооблагаемой базы в сфере оборота недвижимого имущества.
Зарубежная практика регулирования деятельности риелторов сводится к двум основным подходам.
Государственное лицензирование деятельности. Лицензироваться могут специалисты (физические лица) либо компании. В ряде стран лицензируются как специалисты, так и компании. Лицензирование риелторов имеет место, например, в США (лицензирование специалистов, которое проводится на уровне штата), похожая система действует во Франции, Германии, Канаде. Двухуровневая система лицензирования сложилась и успешно работает в Сингапуре. Также государственные лицензии получают риелторы в Японии, Австралии, ОАЭ, Бразилии, на Филиппинах. Кстати, по этому пути пошли и упомянутые выше Белоруссия и Узбекистан.
Лицензия может выдаваться как непосредственно органом государственной власти (как правило, министерством юстиции), так и созданной при этом органе профессиональной организацией, подконтрольной государству, которая работает на условиях самофинансирования.
Деятельность риелторов не лицензируется, но регулируется соответствующими национальными законами о риелторской деятельности, а также нормативными актами о защите прав потребителей и законами о рекламе. Отсутствие лицензирования отнюдь не является более мягкой и лояльной к нарушителям законодательства формой регулирования деятельности риелторов. Ответственность за нарушение законодательства — огромные штрафы, временная либо полная приостановка деятельности компании, а нередко — суровая уголовная ответственность.
На территории Евросоюза уже около десяти лет действуют директивы Европарламента и Совета Европы:
- Директива о недопустимости недобросовестных действий компаний в отношении потребителя 2005/29/ЕК;
- Директива о вводящей в заблуждение и сравнительной рекламе 2006/114/ЕК.
Многие положения этих документов имеют прямое отношение к деятельности агентств недвижимости. Директивы предписывают государствам — членам Евросоюза унифицировать национальное законодательство в данной области и привести его в соответствие с нормативными документами. Это уже было реализовано в большинстве стран.
Помимо общеевропейских норм, в ряде европейских стран действуют дополнительные акты, непосредственно касающиеся деятельности риелторов. При этом прямого государственного лицензирования для агентов не предусмотрено. Такова, например, практика Великобритании, Австрии, Нидерландов, Бельгии, Испании. Как правило, от агентства требуется заявить в муниципалитет о начале риелторской практики, а также зарегистрироваться в одной из национальных систем по защите прав потребителей, где будут рассматриваться споры в случае их возникновения. Также требуется регистрация в министерстве по налогам и сборам в рамках законодательства о противодействии легализации преступных доходов.
Актуальность регулирования риелторской деятельности для России обусловлена как масштабами государства, так и социальной значимостью:
- ежегодно в РФ совершается около 4 млн сделок купли-продажи жилья;
- около 8% квартир из состава жилого фонда РФ сдается в аренду (большая часть по краткосрочным договорам — до одного года), то есть ежегодное количество сделок коммерческого найма жилых помещений достигает 5 млн;
- в крупных городах от 60 до 80% сделок купли-продажи и аренды жилья совершается при участии риелторов.
Таким образом, клиентами риелторов в РФ ежегодно становятся не менее 5–6 млн россиян. При этом количество зарегистрированных мошенничеств в сфере недвижимости составляет от 8,5 до 11 тыс. ежегодно. Заметим, что в эту статистику не входят более тяжкие уголовные преступления, сопряженные с незаконным завладением жилыми помещениями. Не входят сюда и десятки тысяч мелких жульничеств, которые не доходят ни до полиции, ни до суда.
При этом риелторской деятельностью, связанной с куплей-продажей и арендой жилья, в РФ занимаются не менее 20 тыс. компаний. Кроме того, данные услуги в частном порядке оказывают 200–250 тыс. физических лиц. Общее число специалистов, занятых в отрасли официально и неофициально, достигает 0,5 млн человек.
По какому пути регулирования деятельности риелторов пойти России? Формальное государственное лицензирование этих услуг у нас уже было — не прижилось. Думаю, надо идти по двум направлениям. Первое: учить и сертифицировать специалистов, в том числе с учетом региональной специфики — для этого потребуются саморегулируемые организации (СРО) и специализированные учебные центры. Второе: установить законодательные рамки и регламенты для работы риелторских компаний с конкретными правами, обязанностями и ответственностью перед потребителями.
Дмитрий Халин специально для «РБК-Недвижимости»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Эксперты/Мнения», может не совпадать с мнением редакции