80 лет метро: как менялась московская подземка
Московский метрополитен, которому 15 мая исполнилось 80 лет, многие годы является не только основной транспортной артерией для миллионов жителей столицы, но и одной из главных достопримечательностей города. За 80 лет построено 196 станций, многие из которых являются отражением разных исторических эпох и архитектурных стилей.
Условно их можно поделить на несколько периодов. Позднему сталинскому периоду был присущ стиль советского монументального классицизма, во многих чертах близкий к ампиру, эклектике и ар-деко. Он выражался в классическом декоре, лепнине, барельефах, мозаичных панно, обилии камня и бронзы. Это позволило создавать уникальные интерьеры для каждой станции того времени.
При Хрущеве на смену излишней роскоши пришли простые формы, унификация и менее дорогие поточные технологии строительства и отделки. Тогда появились так называемые типовые станции-«сороконожки». Это тренд сохранялся до 1980-х, когда снова возродился индивидуальный подход к интерьерам метрополитена при сохранении универсальности строительства. Тема оформления и сегодня, как и в 1930–1950-е, задается названием станции и окружающей городской средой. Современные архитекторы много экспериментируют с освещением, цветом и формами конструкций в стиле хай-тек.
Несмотря на однообразие конструктивных решений именно индивидуальный, а не функциональный дизайн стал характерной чертой всего Московского метрополитена. «РБК-Недвижимость» подобрала характерные примеры станций различных периодов постройки.
Архитектура метрополитена
Архитектура метрополитена — это сложное понятие, включающее в себя трассы, надземные вестибюли, пересадочные узлы и станции. При этом композиция самих станций во многом зависит от их конструкции и глубины залегания, а сегодня можно говорить и о наземной архитектуре для веток легкого метро.
Заложенные в 1930-е годы конструктивно-планировочные типы станций варьируются до сих пор. За редким исключением для всех станций была избрана наиболее удобная островная система платформ. Станции мелкого заложения имеют плоские перекрытия и колонны на платформе или единые своды без дополнительных опор. Станции глубокого заложения в большинстве случаев состоят из двух-трех раздельных тоннелей, соединенных между собой. |
Сталинский период (1922–1953)
Первый поезд был пущен на участке «Сокольники» — «Парк культуры» 15 мая 1935 года. Линия протяженностью 11,2 км имела 13 станций. В ее проектировании принимали участие архитекторы разных поколений и стилистических направлений. «Дзержинскую» («Лубянка») проектировал рационалист Николай Ладовский, «Красные Ворота» разработал Иван Фомин — один из основателей советского монументального классицизма.
В 1938 году открылся радиус Горьковской линии от «Театральной» до «Сокола», станции которой считаются одними из самими элегантных. На станции «Сокол» свод поддерживают центральные колонны, переходящие в потолочные конструкции в виде купола. Новый подход реализован архитектором Алексеем Душкиным и при проектировании станции «Маяковская». Автор отказался от массивных пилонов в пользу поперечной трехпролетной металлической рамы, что дало возможность получить обширное свободное пространство. Визуальное ощущение простора усилено также системой потолочных куполов в центральном зале. В них расположили легендарные мозаичные плафоны Александра Дейнеки с изображениями на тему «Сутки Страны Советов».
Станции московского метро позднего сталинского периода (с 1950 по 1953 год) отличаются еще более богатым декором, достойным дворцовых залов. Станция «Киевская» Арбатско-Покровской линии, открытая 5 апреля 1953 года, является самым ярким примером вычурного сталинского ампира с массивными канделябрами, лепниной, барельефами и фресками. Не менее торжественно выглядит и станция «Комсомольская» Кольцевой линии с самой большой колоннадой, состоящей из 68 восьмигранных колонн. Ее потолок желтого цвета украшен мозаичными панно с патриотическими сюжетами и лепниной. Зал освещен массивными многорожковыми люстрами, висящими между панно; платформы освещаются люстрами меньшего размера. Колонны украшены мраморными капителями и отделаны светлым мрамором, как и стены станции. Пол выложен розовым гранитом.
Вестибюли метро
Структура станций стала уже традиционной для отечественного метростроения — это, собственно, станция с платформой, два вестибюля с входами, часто совмещенными с подуличными переходами. Сами же вестибюли в планировочном отношении неодинаковы, так как рассчитаны на различные пассажиропотоки. Вестибюли, как и станции, различны не только в планировочном решении, они еще бывают наземными и подземными, зачастую оформлены настенными панно, мозаиками, витражами и другими декоративными деталями. |
Хрущевский период (1953–1964)
Постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» 1954 года вслед за появлением типового домостроения привело и к пересмотру проектов метрополитена. Строящиеся станции упрощаются («ВДНХ», «Спортивная» и др.), но не кардинально. Только в 1958 году открываются первые аскетичные наземные станции «Студенческая» и «Кутузовская». Станция «Университет», открытая в 1959 году и известная в том числе по фильму «Я шагаю по Москве», представляет собой классическую трехсводчатую конструкцию с массивными пилонами станционного зала, облицованными светлым мрамором. Украшения практически отсутствуют, путевые стены облицованы плиткой, полы выложены традиционным розовым и серым гранитом.
В 1960-х годах требования к художественной эстетике были минимальны, и с момента открытия первой типовой станции «Первомайская» в 1961 году почти 15 лет не происходило существенных изменений. Доминирующей становится трехпролетная конструкция с двумя рядами по 40 колонн («сороконожка»). Колонны обычно отделаны мрамором, стены облицованы керамической плиткой.
Брежневский период (1964–1982)
В 1970-е годы начинается новый этап развития московской подземки. В это время в архитектуре станций проявляется индивидуальность сталинского метро и индустриальные технологии хрущевского периода. В центре столицы снова строят глубокие станции с традиционно более торжественной архитектурой, модернизируются типовые проекты. Количество колонн уменьшается до 26 пар, возводятся односводчатые конструкции, появляется индивидуальное архитектурно-художeственное решение.
Типовой «Ботанический сад» (1978) — колонная станция мелкого заложения (глубина — 7 м) с тремя пролетами, сооружена из сборных конструкций. Всего на станции два ряда по 26 железобетонных колонн, отделанных, как и стены, белым мрамором. В южном вестибюле установлены скульптурные цветники из поливной керамики. Путевые стены украшают пять парных панно из анодированного алюминия с подсветкой. На них отчеканены яблоки, виноград, рута и цветы. Ячеистый потолок тоже сделан из анодированного под золото алюминия.
Оформление станции «Тверская», открытой в 1979 году, посвящено произведениям Максима Горького, имя которого она носила первоначально. Писателю посвящена также скульптурная композиция, располагавшаяся в торце центрального зала. После открытия пересадки на станцию «Чеховская» она была перемещена в зал между эскалаторными наклонами перехода.
Постсоветский период (1990–2000-е)
В этот период резко снижаются затраты на строительство и в основном достраиваются советские проекты. Пример — Люблинская линия с разнообразными по оформлению станциями и «Парк Победы», выполненная в единой стилистике с мемориальным комплексом на Поклонной горе. Помимо этого строятся новые вестибюли существующих станций.
«Марьино» (1996) — однопролетная станция, сооружена по типовому проекту. Тема оформления — отдых москвичей. Путевые стены отделаны черным и темно-синим мрамором и плитками из штампованного алюминия. Пол выложен серым гранитом двух оттенков. Группы сидений, расположенные в центре по всей длине пассажирской платформы, совмещены с указателями. Освещение обеспечивают два ряда люстр с шестью шарообразными светильниками.
Современность (2000–2010-е)
Последние десять лет ведутся активные поиски нового облика Московского метрополитена. Эксперименты с конструкцией односводчатых станций, разнообразным освещением и цветовыми решениями уже приносят результаты: графичная станция «Новокосино» с криволинейными потолочными конструкциями из железобетона, ярко-оранжевые колонны «Жулебино» и желто-зеленые панно «Лермонтовского проспекта», радиусная платформа станции «Пятницкое шоссе».
В 2014 году впервые за последние десятилетия архитекторы предложили индивидуальное оформление новых станций московского метро. По итогам первого этапа международного конкурса на создание архитектурно-художественного облика станций «Солнцево» и «Новопеределкино» было отобрано десять финалистов. В конкурсе на проект станции «Солнцево» победило российское бюро Nefaresearch. На станции планируются светящиеся тумбы-колонны, а общее освещение будет реализовано в виде множества круглых световых окон в своде.
Станцию «Новопеределкино» оформят по проекту архитектурного бюро United Riga Architects из Латвии. В интерьере станции и вестибюля будут применены современные световые короба с перфорацией в виде растительного орнамента и светодиодные RGB-прожектора, способные менять цвет и транслировать видео.
В 2015 году власти столицы намерены открыть восемь новых станций метро. Они появятся на Сокольнической, Таганско-Краснопресненской, Люблинско-Дмитровской и Замоскворецкой линиях.
«Прежде всего это «Румянцево» и «Саларьево» на Сокольнической линии, работы на которых подходят к концу, — рассказал в интервью ТАСС о планах столичного метростроя заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. — Фактически уже построена и в начале следующего года откроется станция «Котельники» на Таганско-Краснопресненской линии».
Три новые станции появятся на Люблинско-Дмитровской линии: «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская». На открытом участке Замоскворецкой линии между «Автозаводской» и «Коломенской» планируется к вводу станция «Технопарк», на этой же ветке метро на севере Москвы появится станция «Ховрино».
Всего к 2020 году в Москве намечается построить более 160 км новых линий и открыть 79 новых станций. Таким образом, общая протяженность линий столичного метро увеличится в 1,5 раза и составит свыше 450 км, а количество станций возрастет до 267. Это сопоставимо с протяженностью метро в крупных мегаполисах мира.
Также к 2020 году планируется сформировать третий пересадочный контур метро (Вторая кольцевая линия) протяженностью порядка 54,5 км и построить 25 станций, что позволит снять перегрузку с Кольцевой линии и центральных пересадочных узлов метрополитена.
Фото ИТАР-ТАСС
Антон Елистратов