Налогу на имущество требуется точечная донастройка
Я всегда выступал за повышение налога на недвижимость. Согласитесь, ненормальная ситуация, когда при зашкаливающих ценах на недвижимость налог на нее настолько мал и так плохо собирается, что даже не окупает своего администрирования. И это при бесчисленных элитных коттеджных поселках вокруг каждого крупного города. Так что привязка налога на недвижимость к кадастровой стоимости абсолютно оправданна. В сложной экономической ситуации повышение сборов от него должно отвести угрозу повышения налогов для производства, которое и так еле сводит концы с концами.
Конечно, проблемы есть. Главная в том, что перед привязкой налога на недвижимость к кадастровой стоимости его обязали платить всех предпринимателей, которые использовали специальные налоговые режимы - ЕНВД и "упрощенку". Мало того, что это противоречит логике - какой же тогда получается "единый" налог? - но и серьезно усиливает и без того чрезмерную налоговую нагрузку. В сложную ситуацию попали и те, кто воспользовался своим правом выкупить помещения. Они-то рассчитывали сэкономить на аренде, платить только коммунальные платежи, а фактически - ухудшили свое положение.
Понятно, почему это было сделано. Зная о скором росте налога на имущество, крупные собственники недвижимости, чтобы уйти от его уплаты, стали дробить свои помещения и переводить их на маленькие фирмы, имеющие право на ЕНВД или "упрощенку". Но, стараясь закрыть лазейки крупному бизнесу, в очередной раз придавили малый. А ведь это дойдет до каждого конкретного потребителя. Резко возросшие расходы собственников недвижимости они будут перекладывать на арендаторов, а те в свою очередь включать их в стоимость своих услуг. Многие фирмы не смогут вынести дополнительного налогового бремени и закроются, лишив население доступа к своим товарам и услугам. Особенно это касается предприятий в сельской местности.
Ситуацию понимают даже на самом верху. На данный момент есть два обсуждаемых предложения: вывести из под действия налога на недвижимость либо определеные виды деятельности, либо (вариант, за который ратуем мы) весь малый бизнес, работающий по "упрощенке" и ЕНВД, но запретить пользоваться этими специальными налоговыми режимами тем компаниям, которые сдают недвижимость в аренду. Но все это еще в стадии обсуждения.
Пока же выход в сложившейся ситуации только один - точечная донастройка налога, адресная работа с конкретными категориями предпринимателей. Предполагается, что субъекты России сами будут регулировать этот налог, в том числе вводить льготы. Но далеко не все пользуются таким правом. Это связано с тонкостями межбюджетных отношений. К счастью, есть приятные исключения, например - Москва. В городском законе Москвы введен целый ряд льготных категорий предпринимателей, которые освобождены от уплаты налога (в основном это социальный бизнес: медицинский, образовательный и т. д.), льготы получат предприятия питания, расположенные в пешеходных зонах. На этом примере мы видим как минимум желание разобраться, а не грести всех под одну гребенку. И это, несомненно, именно тот путь, которым надо идти.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов специально для "РБК-Недвижимости"