Недвижимость
Средняя цена квартиры в московских новостройках
20 672 000 руб +5.87%
Рынок недвижимости без Интернета: обратно в 90-е
Мнения ,  
0 
Дмитрий Котровский

Рынок недвижимости без Интернета: обратно в 90-е

Партнер девелоперской компании "Химки Групп" Дмитрий Котровский откликнулся на новости о возможном отключении России от Интернета авторской колонкой. Эксперт рассуждает о последствиях такого шага с точки зрения строителя и продаж недвижимости.

Партнер девелоперской компании Химки Групп Дмитрий Котровский

Сразу несколько СМИ сегодня сообщили, что Россию могут отключить от глобальной сети. Вчитываемся в довольно сбивчивые комментарии экспертов и нераскрытых источников в этих статьях: власти планируют принять несколько решений, укрепляющих суверенитет российского сегмента Сети. Среди этих мер - возможное введение особого порядка управления Интернетом, предусматривающего возможность его отключения в случае чрезвычайной ситуации (войны или внутренних беспорядков).

Отключить Интернет. Как будто у него есть кнопка power. Рунет - это всего лишь географическое название, региональная привязка, не более. Отдельно от глобального Интернета он не существует. Всемирную паутину потому так и именуют, что это единый, взаимоинтегрированный организм, у которого нет возможности блокирования тех или иных кровеносных сосудов. Наша проблема в том, что жизненно важные органы этого организма - дата-центры, хостинговая поддержка и т. п. -  находятся не в России. По разным оценкам, от 80 до 99% отечественных интернет-ресурсов работают на зарубежном хостинге. Так дешевле, так проще, так выше качество и так сложилось исторически - сегмент Рунета развивался столь стремительно, что создавать для него свою инфраструктуру  было некогда, да и, по большому счету, некому.

Теперь к нашему рынку недвижимости. Что с нами будет без качественного, полноценного глобального Интернета? Здесь подходит одно слово - коллапс. И даже если не брать во внимание операционную деятельность, облачные сервисы, CRM-системы, а говорить про самое главное - клиентов и продажи, то все равно всем будет больно. У девелоперов, у риэлторов есть сайты, многие из которых являются в большей мере витринами магазинов, где мы рассказываем о товаре и его уникальных преимуществах. Положим, сайты как-то постепенно перетащим на отечественный хостинг. А как быть с ЦА, как быть с трафиком, который давали синергетически десятки площадок - базы, информационные ресурсы, интернет-версии деловых печатных  СМИ.

Да, мы как-то жили в девяностые без Интернета. Но сейчас не проживем, очень уже изменился рынок, став более конкурентным. Очень уж изменилась целевая аудитория, покупатель привык к интерактивности, привык получать информацию с помощью одного клика, не вставая с дивана для поиска нужного ему среди сотен и тысяч альтернатив. Покупатель рос и развивался с Интернетом!

От 50 до 80% рекламных бюджетов профессиональных игроков рынка недвижимости тратятся в Интернете, этот канал имеет массу преимуществ: позволяет оперативно менять сообщения в зависимости от задач, выбирать и заменять площадки, в режиме реального времени оценивать качество аудитории и таргетировать ее, давать оценку конверсии и понимать стоимость контакта.

Минимум 50% всех обращений приносит Интернет, остальные 50% распределяются в разных долях между другими носителями. Конверсия в сделки от обращений по рекламе в Интернете из-за более высокого качества ЦА зачастую выше, чем по другим каналам коммуникаций. Поэтому в последние три-четыре года игроки первичного рынка бьются за клиентов именно в Интернете.

Да, у нас останутся классические носители - пресса (медийка), наружная реклама, радио, телевидение. Это более дорогие и менее мобильные рекламные носители с более широким охватом, который не всегда целесообразен, если девелопер не обладает большим портфелем. Эти носители в последние два года значительно уступили позиции интернет-рекламе, и поэтому их операторы боролись за каждого клиента. Но когда рекламодатели направят вчерашние интернет-бюджеты в "наружку", на радио, в печатные СМИ - скорее всего, цены на эти носители начнут расти. Реклама станет более дорогой и, вполне вероятно, менее действенной из-за смены ЦА. Девелоперам придется с удвоенной силой бороться за покупателя, возможно - увеличивать бюджеты. И все это на фоне падающего спроса, снижения объемов кредитования. Очень  хочется надеяться, что наша страна все же останется с полноценным глобальным Интернетом, а не с "Чебурашкой"…

Дмитрий Котровский, специально для "РБК-Недвижимости"

Об авторе
Дмитрий Котровский Дмитрий Котровский "Химки Групп"
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Путин подписал закон о новых сроках владения земельными участкамиЗагород, 13 дек, 16:53
От озарения до тревоги: как архитекторы видят спектр эмоцийДизайн, 13 дек, 16:36
Путин подписал закон о голосовании через «Госуслуги» на собраниях жильцовГород, 13 дек, 16:20
Хуснуллин сообщил о расселении более 13 млн кв. м аварийного жильяЖилье, 13 дек, 13:29
Джим Керри продал особняк в Лос-Анджелесе за $20 млнЖилье, 13 дек, 13:06
Как правильно подготовиться к переезду в новую квартиру: 9 советовЖилье, 13 дек, 12:02
Названы районы Москвы — лидеры по снижению цен на массовые новостройкиЖилье, 13 дек, 11:19
Росреестр сообщил о снижении спроса на новостройки Москвы за годЖилье, 13 дек, 09:32
Аналитики назвали возможный срок активизации строительства жилья в РоссииОтрасль, 13 дек, 08:00
Госдума запретила покупать на маткапитал непригодное жильеДеньги, 12 дек, 16:53
Аналитики дали прогноз по ценам на жилье в России на 2025 годЖилье, 12 дек, 16:01
«Домклик» назвал самые популярные города для аренды жилья на Новый годЖилье, 12 дек, 15:54
Анна Царева: «Новая архитектура должна рассказывать новую историю»Город, 12 дек, 14:56
Эксперты предсказали рост цен на аренду жилья в России на 15% в 2025 годуЖилье, 12 дек, 12:53
Главное Лента