Агенты по недвижимости стали меньше зарабатывать
Только ленивый не написал комментарий о снижении объема "длинных займов" на банковском рынке и как следствие о росте ставок ипотечного и розничного кредитования. Понятно, что в четвертом (осеннем) квартале объем сделок на вторичном рынке недвижимости сократится.
Осень исконно считается "агентским сезоном", обычно в эту пору агент "расправляет крылья", а ближе к концу года носится как угорелый, закрывая сделки с хорошими комиссионными. Боюсь, что эта осень станет для агентов не самой веселой. Мартовско-апрельский всплеск сделок, обусловленный "валютной лихорадкой", показывает одно: даже самые осторожные и расчетливые не выдержали и вложили деньги в "бетон". Свободного капитала на осень не осталось. Агенты еще в июне отмечали снижение количества звонков, но конец августа побил все рекорды. Наши замеры показывают: количество обращений упало втрое.
Объем квартир в экспозиции, несмотря на лето, не снижался. Это говорит о том, что объекты "не уходят с рынка". Нам только предстоит получить статистику Россреестра за второй квартал, но там еще будут "радостные" показатели апреля и мая.
Главное, никто не смотрит на другой индикатор, о котором упорно молчат агенты, - размер средних комиссионных на рынке. Известный факт, что процентная ставка в привязке к стоимости объекта давно заменена фиксированным гонораром. В массовом экономсегменте клиент готов платить 150 тыс. руб. за сделку с объектом стоимостью от 5 до 12 млн руб. Даже в элитном сегменте все меньше клиентов, готовых обсуждать комиссионные в виде процента от сделки. Рынок поменялся, клиент стал понимать, что агент должен стоить "определенных лимитированных денег".
Все было бы хорошо, но, несмотря на инфляцию и падение курса рубля, средний размер комиссионных в Москве не растет уже три (!) года. Это говорит о том, что агенты зарабатывают каждый год все меньше и меньше. Додемпинговались!
Теперь о позитивном. Агентская профессия сегодня, на мой взгляд, проходит через "кризис жанра". Финансовый кризис добьет "слабых" и "недоразвитых", выжившие получат через год-два рынок с хорошими перспективами.
Но только чтобы пройти через этот кризис, надо хорошо подумать, как работать в суровых условиях рынка. Пора, наконец, выкинуть заезженную пластинку с лозунгами: "Нам 22 года!", "Я 15 лет работаю агентом и все знаю". Боюсь, что эти песни не будут хитом осени 2014 года.
Руководитель проекта "Агентон" Сергей Смирнов специально для "РБК-Недвижимости"