Кто строит Московский метрополитен
Заменив монополию в строительстве и проектировании столичного метро на конкуренцию, московские власти планирует сократить стоимость строительства метрополитена на 30% - до 1 трлн руб. О том, кто сейчас проектирует и строит Московский метрополитен, рассказывает в интервью "РБК" заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
Напомним, что на старте работы команды заммэра столицы Марата Хуснуллина в столице был 301 км метро, задача стройкомплекса - к 2020г. прийти к показателю в 460 км. За три прошедших года открыты станции "Пятницкое шоссе", "Алма-Атинская", "Жулебино", построено 25 км тоннелей, 13 станций и три депо. Непосредственно в 2013 г. построено 13 км тоннелей, сдано шесть станций. В настоящее время проектируется и строится третий пересадочный контур и несколько новых линий - Калининско-Солнцевская, Кожуховская. Новую линию заведут и на присоединенные территории Москвы. В будущем также планируется использование Малого кольца железной дороги под пассажирские перевозки (54 км), открытие 31 станции - по сути, наземного метро.
Как рассказывает Марат Хуснуллин, на конец 2009г. сданный километр метро обходился в 6,8 млрд руб., 6 млрд руб. - станции неглубокого заложения и 8-10 млрд руб - глубокие. Сегодня наше главное достижение - экономия более чем в 2 млрд руб. на каждом новом километре, что составляет порядка 30% экономии.
По словам чиновника, сокращение затрат стало возможным в том числе потому, что место монополистов в проектировании - "Метрогипротранса" и в строительстве - "Мосметростроя" и "Трансинжстроя" заняла городская управляющая компания "Мосинжпроект", задача которой состоит в эффективной организации и управлении строительством метро, а также в организации конкурсов.
"… мы хеджируем риски, и теперь у нас так: не будет справляться один подрядчик - заменим другим. Как я уже говорил, у нас конкурентные условия для всех, кто готов строить для города качественно и в срок", - поясняет в интервью Марат Хуснуллин.
Он добавляет, что сейчас в Москве работают 22 тоннелепроходческих комплекса. Кроме того, стандартизированы проектные решения: это означает, что есть типовой проект станции, только отделка разная.
"Мы собрали проектировщиков со всей России и стран СНГ. Около 2 тыс. человек. Еще нам повезло с испанцами. Мадрид за последнее время построил и модернизировал 200 км метро, и мы всю ту команду к себе переманили - порядка 250 человек. 50 человек находятся здесь постоянно. Мы усиливаем конкуренцию между нашими игроками и компаниями с лучшим мировым опытом. Надеюсь, на линию "Столбово" - "Коммунарка" у нас получится привлечь китайцев, чтобы они построили все под ключ. Ведем переговоры с China Railway Construction Corporation", - комментирует Марат Хуснуллин.