На "Архстоянии" построили Вавилонскую башню
[FL]"А[/FL]рхстояние" в Николо-Ленивце Калужской области - это художественная вольница, здесь можно реализовать то, что нигде больше не сделаешь. В городе существует среда и очень много ограничений - строительные нормы, видение городской управы и требования заказчиков. Архитекторы вынуждены всему этому следовать. Здесь ограничения совсем другого характера, они связаны с природным контекстом, парковой структурой и культурным содержанием, которое появилось за годы фестиваля.
В 2014г. на "Архстоянии" были представлены новые объекты - "Ленивый зиккурат", павильон "Купель" (капсула, состоящая из трех кубов, грани которых - зеркала и светопоглощающие поверхности) и ряд перформансов, которые выражают отношение к внешнему миру через архитектуру, ландшафт, свет и звук.
"Ленивый зиккурат"
Архитекторы фестиваля "Архстояние", который состоялся в девятый раз в Николо-Ленивце в минувшие выходные, построили последний высокий объект на территории парка - "Ленивый зиккурат". Зиккурат, напомним, - это многоступенчатая башня, одним из ярких примеров подобных сооружений была Вавилонская башня.
В отличие от Вавилонской башни "Ленивый зиккурат" из Калужской области был достроен, причем в строительство могли поучаствовать желающие, купив бревно. С учетом этого проект архитектурного бюро "Поле-дизайн" Владимира Кузьмина и Николая Калошина можно считать поистине народным. Он вызывал неподдельный интерес, и к нему тянулась очередь.
Этот бельведер высотой 21 м замыкает систему высотных смотровых площадок в парке "Версаль" в Николо-Ленивце. С него видна "Ротонда" архитектора Александра Бродского ("Архстояние"-2009) и "Арка" Бориса Бернаскони ("Архстояние"-2012). "Получается последовательная навигация. Все эти объекты создают единую систему, как у древних инков. История зиккурата длилась два года, но построили его быстро", - рассказал "РБК-Недвижимости“ куратор проекта, руководитель архитектурной группы "8 линий" Антон Кочуркин.
Этот проект является экологическим манифестом: 40% дерева в нем из лесов Калужской области, зараженных жуком-короедом. "Из-за нашего негибкого законодательства никаких усилий не предпринимается по предотвращению этой природной катастрофы", - обратила внимание продюсер фестиваля Юлия Бычкова.
По словам Антона Кочуркина, выбор дерева в качестве основного строительного материала - принципиальное решение создателей фестиваля, так как дерево - основной ресурс в России. При этом в деревнях в строительстве оно употребляется все меньше и меньше. "Забывается это ремесло: все меньше людей умеют фальцевать кровлю и скоро, по-видимому, разучатся класть дом из бревен, хотя это главная черта русских зодчих, веками прославлявших русскую архитектуру", - сказал архитектор.
Перформансы
Все эти перформансы - философское переосмысление времени и пространства. Они нужны, чтобы фланирующие толпы посетителей фестиваля не только наслаждались ландшафтом и рассматривали уже построенные арт-объекты, но и философски посмотрели на архитектуру и искусство, созданное творческими людьми. В этом году на фестивале важно было показать сочетание вечного и сиюминутного, и каждый смог это ощутить. Например, инсталляция "Купель" состоит из трех кубов, грани которых созданы из зеркал и светопоглощающих поверхностей. Попадая внутрь, человек оказывается в коридоре бесконечных отражений и практически не видит в отражениях себя. Возникает ощущение, что вы попали в матрицу или зависли в каком-то бесконечном пространстве.
В "Удаленном офисе" Сашико Абе часами филигранно вырезает бумагу, превращая ее в тончайшие нити. Постепенно они заполняют пространство офиса, окутывая художницу белой паутиной.
Николо-ленивецкие часы немецкого художника Марка Форманека слились с местным ландшафтом. Ранее проект уже выставлялся в Берлине и Амстердаме. В Берлине над визуализацией времени работали порядка 70 человек, в Николо-Ленивце в течение 32 часов время создавали пять волонтеров. "Тема фестиваля "Здесь и сейчас“, и эти часы как никакой другой проект символизируют то, что время - это структура, и параметры парка и сезонность фестиваля тоже существенны. Часы стали нашими, хотя объездили весь мир. Они сделаны с нашими технологиями. Мы всё рассчитали, и время на замену цифры занимает 40 секунд", - пояснил Антон Кочуркин.
Елена Лыкова