Кто строит клубные дома премиум-класса в центре Москвы
[FL]- Н[/FL]а чем вы сделали ставку в своей бизнес-стратегии?
- Мы занимаемся только жилой недвижимостью. Наш фокус - только премиум. Все объекты Vesper расположены в самом центре Москвы и, как правило, они клубного формата - 10-20 квартир.
- Как вам удалось так ворваться на рынок, ведь компании всего два года, а вы реализуете уже пятый объект?
- Мы понимали, что выходим на устоявшийся и очень конкурентный рынок, поэтому сфокусировались на его самом сложном сегменте, в который готовы входить далеко не все девелоперы. Каждый наш проект обладает уникальными характеристиками, отличной локацией и при этом все они - камерные. Это первая причина успеха. Вторая - мы собираем суперпрофессиональные команды из специалистов со всего мира, которые все делают качественно и быстро.
- Почему вы решили заняться реновацией памятников архитектуры, ведь метров меньше, а головной боли и согласований в разы больше?
- В Лондоне семь из десяти элитных объектов являются памятниками с многовековой историей, но в то же время - с современной отделкой и инженерной начинкой. Мы решили, что в Москве такие объекты будут пользоваться не меньшим спросом, чем на Западе, и угадали. Все апартаменты в "Доме Гельриха" были проданы меньше, чем за год, а в St. Nickolas 70% апартаментов были реализованы за первые два месяца продаж. Да, нам приходится проходить больше согласований, но оно того стоит.
- Судя по тому, как вы воодушевленно рассказываете про реновацию, думаю, двумя историческими объектами вы не ограничитесь?
- Сейчас мы как раз активно изучаем дополнительные возможности - покупку исторических активов у собственников и участие в городской программе Мосгорнаследия по передаче памятников собственнику с обязательством по их реставрации и восстановлению.
- Конкуренты на пятки не наступают?
- За последние три года в Москве кардинальным образом изменились правила застройки, особенно центра, и многие девелоперы вышли из "элитки". Те, кто остался, от года к году делают все более качественные проекты. Сегмент по-настоящему элитной недвижимости в Москве очень маленький, и конкуренция в нем, конечно, высокая. Что касается реновации, то таких "воодушевленных", как мы, мало. Все-таки очень много дополнительных согласований, дорогих реставрационных работ, а метров, как вы верно подметили, меньше, чем при новом строительстве.
- С этого рынка уходят девелоперы, которые не то чтобы разочаровались в нем, а не имеют больше доступа к новым площадкам. Мы же практически все наши проекты покупаем на открытом рынке, плюс специализация в реновации позволяет нам эффективно развиваться и в отсутствии новых площадок.
- Почему именно премиум-класс? Почему, предположим, не бизнес-сегмент?
- У нас средний возраст топов в компании - 36 лет. Мы сами хотим иметь все самое лучшее и современное, и наши клиенты мыслят также. В Vesper мы все проекты стараемся делать по высшему разряду. Например, для "Дома Гельриха" в Пречистенском переулке мы привлекли реставраторов Статуи свободы - бюро Swanke Hayden. В отделке общественных зон дома впервые в России мы использовали декоративные панели, которые производит из меди единственная в мире компания Вased Upon. Освещением комплекса апартаментов St. Nickolas на Никольской улице у нас занимается английская компания BDP, в числе проектов которой подсветка Музея Альберта и Виктории, будущей лондонской линии метро Crossrail, площади Виктории в Белфасте. И так далее…
- И кто он, обладатель "холостяцких берлог у Кремля"? Мы как-то писали уже об этом проекте под таким заголовком.
- Да, я помню. Мы тоже сначала думали, что St. Nickolas выберут высокообеспеченные холостяки, которым важно быть всегда в центре деловой и развлекательной жизни. Но мы даже представить себе не могли, как много будет среди наших покупателей семейных людей. Это в первую очередь связано с тем, что Никольскую улицу закрыли для автотранспорта и сделали пешеходной. То есть вы выходите из St. Nickolas с ребенком - и через пять минут вы на Красной площади, в самом центре столицы, где зимой каток, летом концерты и вокруг все развлечения столицы.
- St. Nickolas, несмотря на историчность здания, дворянским гнездом я бы не назвал. Фамильные резиденции у нас скорее в "Булгакове". Это классический дорогой жилой дом в Большом Козихинском переулке на Патриарших прудах. Думаю, что это последнее новое строительство в районе, поскольку там не осталось ни одной свободной площадки. Мы это прекрасно понимали, когда входили в проект, и хотели сделать эксклюзивный дом, который бы поставил точку в градостроительном освоении Патриарших. Только в строительные работы мы инвестируем $30 млн.
- И что же в нем такого суперэксклюзивного?
- При проектировании дома мы брали за образец османские особняки Парижа. Фасады “Булгакова” будут облицованы натуральным камнем franken-schotter. Это последняя разработка немецких производителей. Этот камень позволяет делать зазоры между плитами не более 2 мм, что является сейчас самым энергоэффективным решением. До нас лучший результат был 5 мм, но из гораздо менее эстетичного и дорогого материала. Благодаря нашему подходу, который обходится, безусловно, дороже, дом будет выглядеть как из литого камня, повторяя лучшие образцы французской архитектуры. Крыша дома будет из натурального черного сланца, который добывается на севере Испании. Вокруг “Булгакова” мы делаем подогреваемый тротуар. В классические интерьеры холлов, которые нам помогает оформлять бюро UNK Project, хотим добавить современную живопись. Сейчас как раз решаем, какого известного актуального художника выбрать. В общем, дом должен получиться что надо.
- Какова ваша стратегия инвестиций? Какие районы Москвы вы сейчас рассматриваете?
- Наша стратегия - покупать два-три проекта в год. Мы будем продолжать фокусироваться на небольших клубных элитных домах в центре. Смотрим и считаем проекты постоянно. Хамовники, Остоженка, Патриаршие - это на сегодняшний день три основных района, которые в нашем фокусе. Будем продолжать внимательно изучать Никольскую, там есть еще интересные объекты для реновации, улица значительно преобразилась. Мы ожидаем, что стоимость квадратного метра на Никольской будет расти.
- Жилой недвижимости?
- На Никольской большой потенциал роста у торговых площадей. После того, как улицу закрыли для проезда, пешеходный трафик вырос в разы. По данным консалтинговой компании Cushman & Wakefield, стоимость аренды всего за четыре месяца на этой улице выросла примерно на 10%. Я думаю, очень скоро цены на коммерческую недвижимость на Никольской сравняются со Столешниковым переулком.
- Мы провели международный архитектурный конкурс, в котором приняли участие восемь компаний из разных стран. Больше всего нам понравился смелый проект британского бюро Scott Brownrigg. Члены Архсовета ознакомились с предложенной архитектурной концепцией и дали свои рекомендации. Тот факт, что проект рассматривают на Архсовете, подчеркивает внимание городских властей к созданию и развитию архитектурного облика Москвы и важность нашего проекта, который планируется построить в самом центре Москвы. Мы всегда открыты для диалога. Возможно, в качестве альтернативы мы предложим Архсовету проект другого фаворита нашего конкурса. В целом тенденция публичных обсуждений кажется мне очень правильной и продуктивной.
- Планируете ли вы выходить в какие-то другие регионы?
- Да, и очень скоро. У нас уже есть первый проект у моря.
- У моря? Расскажите. Это очень интересно.
- Пока даже не скажу, у какого.
- Надеюсь, не возле Баренцева?
- Вот это могу вам точно гарантировать. Не пытайте. Мы скоро все сами расскажем.