В Подмосковье в 130 поселках не могут завершить продажи еще с 2008г.
Сегодня на стадии первичных продаж на загородном рынке Подмосковья находится 795 проектов, 130 из которых докризисные. То есть, по данным аналитического центра ОПИН, более 16% поселков стартовали еще до кризиса 2008г.
Как отмечают аналитики компании, эти проекты стартовали как дорогие поселки, но треть из них после кризиса сменили концепцию. В итоге после 2008г. всего 10 "замороженных" поселков так и не вернулось на рынок, а 8 полностью закончили реализацию за минувший год, в остальных же продажи продолжаются. Около трети из них изменили формат и вывели на рынок совершенно новый продукт. После корректировки концепции многие проекты стали настолько успешными, что девелоперы открыли в них новые очереди - с таунхаусами, дуплексами или многоквартирными домами.
"Докризисные годы - эпоха так называемых мегапроектов. Темпы продаж, заложенные в финансовой модели проектов того времени, были основаны на чрезмерно оптимистичных расчетах и ожиданиях дальнейшего роста загородного рынка. Однако кризис внес серьезные коррективы в планы девелоперов. Столкнувшись с новой конъюнктурой рынка, девелоперы расширили линейку своих продуктов, превратив многие коттеджные поселки в мультиформатные жилые сообщества", - отмечает заместитель генерального директора ОАО "ОПИН" Наталья Картавцева.
По данным специалистов ОПИН, среди "долгожителей" загородного рынка преобладают поселки бизнес-класса - 64% или 83 объекта из указанных 130. К элитному сегменту относится лишь 16% (21 поселок).
Как правило, докризисные поселки представлены форматом коттеджей (30% от общего числа). Но есть и проекты, где предлагается земля без подряда (8% или 11 объектов). Около трети (28%) рыночного предложения занимают мультиформатные поселки.