В 2009 году объем рынка консалтинговых услуг в сфере недвижимости сократится в два раза
Для молодого российского рынка консалтинга в сфере недвижимости грядут нелегкие времена. До сих пор рынок рос и развивался активными темпами, прибавляя в среднем по 20% в год. По нашим оценкам, к 2008 году объем рынка консалтинговых услуг в сфере недвижимости составил $40 млн. В составе игроков насчитывалось около 110 компаний (против 30 в 2003 году). Однако 2009 год станет переломным для консалтинга. По нашим прогнозам, уже в 2009 году объемы рынка сократятся в два раза, а количество игроков уменьшится на 25% (это число включает как уход с рынка молодых и неопытных компаний, так и сокращение департаментов консалтинга непрофильных компаний).
Обострение ситуации на рынке консалтинговых услуг произойдет уже в первом квартале 2009 года. В настоящий момент все компании завершают свои текущие проекты, тогда как новых заказов консультантам не поступает. Долгосрочные заявки сейчас не формируются. Это можно объяснить повсеместным отсутствием денег у компаний, которые в первую очередь решают свои текущие проблемы. Консалтинг нацелен на перспективные проекты, которые находятся только на этапе разработки. А они сейчас в своем большинстве замораживаются. Уже сейчас происходит уменьшение объемов работы и доходов консультантов, в связи с чем многие компании заявили о сокращении штатов, поскольку в крупных консалтинговых компаниях штаты сейчас очень раздуты. В связи с этим есть все основания полагать, что следующий год, когда дефицит спроса на консалтинговые услуги будет ощущаться острее всего, станет кризисным для рынка.
Можно ожидать перераспределения долей рынка всех игроков - банков как инвесторов, девелоперов как застройщиков, риэлторов и консультантов. Соответственно, на рынке будет происходить вымывание консалтинговых услуг, так как это все-таки вспомогательные услуги, призванные обслуживать сам рынок. А если на рынке не работают основные движущие механизмы, то вспомогательным тем более грозит забвение.
В кризисной ситуации консультанты могут быть полезны лишь в узких нишах. Востребован будет в первую очередь анализ инвестиционной привлекательности, который, как правило, осуществляется для уже разработанного проекта, где проделана определенная часть работы, но строительство еще не началось и есть возможность скорректировать проект с учетом изменившейся рыночной ситуации - условий по кредитам, цен, спроса, распределения потребности в различных сегментах недвижимости. Аналогичные консультации могут понадобиться также тем девелоперам и инвесторам, которые в данных нестабильных условиях хотят наиболее эффективно завершить уже начатые проекты. Если у компании нет своего исследовательского отдела, то ей придется заказать это исследование у консультантов с тем, чтобы максимально «заточить» под потребителя текущее предложение и удовлетворить спрос.
Кроме того, можно предположить, что появится спрос на такую консалтинговую услугу, как реконцепция - изменение концепции уже построенного и функционирующего объекта, которому требуется дать новое дыхание. Данная услуга будет востребована в первую очередь торговыми объектами, которые крайне зависимы от покупательского потока.
Может повыситься популярность таких консалтинговых услуг, как сопровождение сделок по продаже и приобретению объектов, а также оценке объектов коммерческой недвижимости. Многие стратегические инвесторы уже заявили о своем намерении скупать подешевевшие активы. На рынке появляется большой выбор предложений, в котором можно просто захлебнуться. В таких условиях и покупателям, и продавцам важно выбрать правильную стратегию. А для этого необходимо адекватно оценить текущую ситуацию, проанализировать ее и спрогнозировать на будущее.
Таким образом, главной целью обращений заказчиков к консультантам станет поиск максимально востребованной модели предложения и удовлетворение потребности целевой аудитории. Если раньше такие консультации составляли порядка 15-20%, то сейчас их доля возрастет до 50%. Но при этом уменьшится количество обращений по наиболее доходным и базовым консалтинговым услугам: анализ наиболее эффективного использования участка, разработка концепции развития территорий с нуля, привлечение финансирования.
Выход из кризиса консалтинговой отрасли будет связан с оздоровлением всей строительной отрасли. В перспективе у консультантов может появиться два крупных заказчика. Первый - это банки, у которых сейчас находится значительное количество заложенной земли. Большую часть этой земли банки будут вынуждены продать в ближайшее время для решения обострившихся текущих проблем. А вот наиболее перспективные земли они все-таки предпочтут оставить у себя до момента выхода из кризиса. Вот тогда и можно ожидать повышения спроса на консалтинг со стороны банковской сферы.
Второй перспективный заказчик - это государство, которое намерено выйти на рынок недвижимости в качестве самостоятельного игрока. Сегодня у Москвы колоссальный профицит дене-жных средств, поэтому московское правительство может реализовывать свои социальные программы, уже независимо от инвесторов-девелоперов, и ему в любом случае потребуются консалтинговые услуги. Таким образом, не исключено, что уже в ближайшем будущем среди консалтинговых компаний развернется борьба за госзаказ. Но это будет игра уже по совсем другим правилам.
Управляющий партнер девелоперской и консалтинговой компании Panorama Estate Омар Гаджиев