Именные дома в столице идут по спеццене
В столице все чаще появляются «именные» театры, галереи и всевозможные «школы», в которых обучают всему - от искусства рисовать акварелью до вышивания крестиком. На московском рынке недвижимости есть своеобразный аналог подобного явления.
Это «именные» дома - здания, которые называются по имени тех, кто дом строил, проектировал или хотя бы оплачивал возведение. В этом смысле боярские палаты Аверкия Кириллова, особняк Рябушинского и «Агаларов-хаус» не так уж далеки друг от друга. Город - хозяин и верховный распорядитель земли. Роль инвестора еще понятнее. Но кто этот третий, именитый участник процесса и зачем он нужен?
Звезды звездам рознь. Одна очень узнаваемая актриса бегала за $100 по презентациям и рассылала по компаниям десятки писем в день с предложениями о сотрудничестве: девелоперам такие «звезды», как правило, не интересны. Другой божился, что «землю жрать будет», но никогда своего имени не продаст. Третий продавал, чтобы поставить спектакль, идею которого вынашивал много лет. А кто-то сам реально входил в строительный бизнес еще в конце 1980-х годов, и если что-то возводит, то это принадлежит ему до последнего гвоздя: таких девелоперы скорее опасаются.
«Именные» проекты, осуществленные и приостановленные, исчисляются уже десятками и связаны с именами Галины Вишневской, Александра Шилова, Александра Калягина, Олега Табакова, Романа Виктюка, Михаила Шемякина, Владимира Познера, Марка Захарова, Петра Фоменко, Константина Райкина, Владимира Спивакова, Надежды Бабкиной, Александра Градского и др. Кому-то достался в новостройке зал, кто-то взял немного жилых площадей, кто-то, получив участок, сам выступил инвестором. Есть и такие, кто не получил практически ничего, кроме «сполоснутого» имени.
Кому выгодно?
Причины для сотрудничества иногда лежат на поверхности. «Не секрет, что для продвижения девелоперского проекта одних только финансовых средств зачастую недостаточно, - говорит управляющий директор компании «Century 21 Запад» Евгений Скоморовский. - Требуются хорошо налаженные связи с административным аппаратом. Нередко такими связями обладают известные в стране лица, представители творческой и научной интеллигенции». Девелоперы, обращаясь к таким фигурам с предложением о сотрудничестве, фактически получают лоббирование своих интересов под благовидным предлогом создания творческих центров, восстановления исторических зданий и даже усадебных комплексов.
При этом инициаторами подобного взаимодействия могут выступать и городские власти, представляющие как свои интересы, так и интересы неких сторонних инвесторов. В результате все остаются довольны. Власти продолжают реконструкцию города, инвесторы получают выгодный участок земли, знаменитости тоже не остаются внакладе. А общественность легче мирится с очередным новостроем в исторической части столицы.
Участие в строительстве «именных» домов выгодно девелоперской компании во многих отношениях.
«Во-первых, инвестор получает со стороны городских властей ряд бонусов, преимущественно в виде уменьшенных обременений. Городу при этом достается часть квартир, которые продаются по льготным ценам или бесплатно отдаются членам культурного или научного сообщества, - говорит управляющий партнер компании «МИЭЛЬ-Новостройки» Наталия Тихоновская. - Помимо прочего инвестиции в «именные» дома позитивно сказываются на имидже девелопера. Наконец, громкое имя влияет и на конечную стоимость объекта. Квартиры в таких домах стоят дороже по сравнению с аналогичными, но без имени. Более того, поскольку город заинтересован в «именных» домах, под них, как правило, отдаются хорошие участки.
Что касается условий, на которых инвесторы приходят в подобные проекты, то, по словам Наталии Тихоновской, они индивидуальны для каждого объекта, но в большинстве случаев речь идет о получении инвестором в собственность 70% площадей.
Впрочем, независимый кредитный брокер Ян Загатский отмечает, что в последнее время у ипотечных банков могут возникнуть вопросы к таким домам: «Это, как правило, объекты точечной застройки. Но сегодня жители центра - люди достаточно информированные. Они знают, что в «Опера-хаус» Галине Вишневской принадлежит только квартира. Статус «именного» уже не дает достаточных гарантий, что при осуществлении проекта не возникнет проблем с местными жителями или надзирающей федеральной структурой».
Очевидно, сегодня у городской администрации есть и какие-то другие причины поддерживать строительство «именных» комплексов с театрами и концертными залами на первых этажах. Может быть, власти действительно неравнодушны к культуре?
Кстати, статус учреждения, финансируемого за счет городского бюджета, подразумевает, что должности руководителей этих учреждений согласовываются с правительством города. По мнению некоторых, финансовые менеджеры просто назначаются сверху. И именно через их руки и идут бюджетные деньги на внеплановые мероприятия, плановый ремонт и новое оснащение.
Выручка от билетов - на шпильки
В бюджете Москвы на 2008 год на нужды Департамента культуры выделено 14,6 млрд руб. Не все здесь понятно: как и по другим департаментам, в разделе оказались и некие «Другие расходы по реализации государственных функций, связанных с общегосударственным управлением» (17 млн руб.) и «Мероприятия по обеспечению мобилизационной готовности экономики» (всего-то 1 млн), и ни много ни мало сама «Национальная экономика» (43 млн руб.).
Но талант крепкого хозяйственника за мишурой не спрячешь: 13,4 млрд руб. из 14,6 млрд идет «прямо в культуру». А именно на финансирование театров, цирков, концертных организаций, постоянных выставок и т. п. Сюда же включены расходы на целевые программы и разовые мероприятия.
Нелегко говорить о большом бизнесе и большом искусстве одновременно, но без этого обсуждение темы будет неполным.
Москва - театральный город. Новые театры появлялись и выдавали сенсации даже в начале тяжелых 1990-х. Но уже в начале 2000-х появились первые признаки кризиса жанра. Нет-нет, это ни в коем случае не намек на то, что театров стало слишком много: они до сих пор заполнены... почти. Многие пошли по простому пути: мюзиклы - «не грузи, а развлекай», классика в экзотическом прочтении (если японский стиль моден в ландшафтном дизайне, то почему бы не нарядить в кимоно европейского драматурга?).
Немецкие и английские труппы живут на грантах и антрепризах. По нашим понятиям - почти «любители». Но они живут и меняются от постановки к постановке. Конечно, художник не должен быть голодным. Но, утвердившись на «жилплощади», многие наши театры начинают гнить: в центре велика конкуренция, в спальных районах даже самые заядлые местные театралы сборов не дадут, ездить по области - разве что с облегченным репертуаром. Куда проще заниматься бизнесом, используя именную недвижимость.
«Хорошо иметь дружков по фамилии... забыл»
То же духовное родство связывает мэрию с деятелями изобразительных искусств. Вообще-то галерея единственного художника больше напоминает персональный музей, но особенно шутить на эту тему не хочется: жалко деятеля. Представьте, зашел мэр в гости к художнику Ш., посмотрел и сказал: «У тебя только четвертая часть картин вывешена, а остальное лежит в кабинетах. Мы построим картинную галерею». Построили на «все четыре четверти». Похвально.
Но трудно представить, какие муки испытает художник, если какой-нибудь общенациональный музей попросит предоставить часть работ или даже будет готов купить их. Срочно писать новые картины, чтобы закрыть дырки или доставать черновики? Приходишь, допустим, в «Галерею художника Ш.», а там одни эскизы и личные тапочки гения, а все остальное - в Третьяковке, Эрмитаже или европейских музеях. Тогда для чего эта галерея? А если наоборот - все на месте, то задаешься вопросом, чем же художник Ш. заслужил помещение у Кремлевской стены?
Все наше сознание построено на стереотипах и ассоциациях. Например: театр, музыка, живопись - это искусство по определению светлое. И ничего доказывать не нужно: действует сила «картинки» и слова. Как таким штампом не воспользоваться?
Чем же так хороши театры, концерты, шествия и прочие «праздники жизни», поддерживаемые госбюджетом? «Когда в том или ином городе журналисты обвиняют администрацию в «откатах», это выглядит просто смешно, - считает генеральный директор компании Real Estate Consult Михаил Храмов. - Время банальных откатов: «пишем тебе 300 руб. - возвращаешь 100» - давно прошло. Тот, кто по-настоящему владеет административным ресурсом, контролирует бюджетный поток от начала до конца. То есть берет еще 70 руб. из оставшихся 200 на втором уровне, еще 40 руб. из оставшихся 140 на третьем уровне и т. д. Всех остальных он «сажает на зарплату». Если речь идет не о материальном производстве, а о разовых мероприятиях, то поток может испариться почти полностью: конечные исполнители тоже хотят иметь что-то «на флажках и шариках». Но открытых скандалов обычно никто не устраивает».
Скандалов действительно не бывает. Разве что иногда помитингуют жители близлежащих домов. Но как с ними договариваться - известно давным-давно. Как понятен и тот факт, что на рынке родилась и растет новая, всех устраивающая строительная схема. Классический треугольник: город, инвестор и культура. Точнее говоря, представитель культуры, под звучное имя которого и выделяется земельный участок, где инвестор осуществляет строительство социального объекта. И коммерческого - совсем рядом, чтобы окупить свои затраты.
Прекрасно известна и стоимость услуги «Предоставление имени». Она занимает примерно 30% общей площади строящегося объекта. То есть даже чуть меньше той самой пресловутой доли города, которая сегодня равна 40%. Поэтому и рвутся девелоперы участвовать в проектах по возведению различных театров и других социально-культурных учреждений: и прибыль выше, и рекламу дополнительную получаешь как спонсор. Все довольны. В том числе и жители: театров-то становится больше.
Альберт Акопян