Самые красивые станции московского метро
Идея создания рейтинга самых красивых станций появилась не случайно. Помните лозунг первых метростроевцев? «Мы строим лучший в мире метрополитен!» И продолжаем активно строить: только за последние два-три года открылось несколько новых станций - произведений современной архитектуры. В повседневной суете кто-нибудь, кроме иностранцев-экскурсантов, обращает внимание на окружающую пассажиров красоту, любуется, сравнивает?
Top-10 самых интересных станций был составлен по результатам опроса, проведенного среди москвичей разных возрастов, профессий, национальностей, материальных возможностей и политических взглядов. Десять самых красивых станций выбрали люди, которые каждый день, периодически или хотя бы изредка спускаются в метро. Возможность проголосовать имели и посетители сайта http://www.m-2.ru/.
Результаты порадовали: большинство опрошенных нами москвичей знакомы с архитектурой «подземки» или, во всяком случае, хорошо помнят, как выглядят станции метрополитена: все смогли назвать хотя бы одну, кажущуюся им красивой.
Но темп жизни мешает 28% респондентов наслаждаться архитектурным многообразием и стилевым разнообразием станций: в метро слишком много людей и очень некомфортно.
Опрос на сайте дал общее представление о том, какие станции в принципе нравятся москвичам: старые или новые. 28% респондентов считают самыми красивыми общепризнанные эталоны: «Маяковскую», «Площадь Революции», «Новослободскую», «Электрозаводскую», а также другие старые станции, нарядные, «с излишествами» - мозаикой, лепниной: «Комсомольскую-кольцевую», «Киевскую-радиальную», «Киевскую-кольцевую», «Новокузнецкую», «Арбатскую» Арбатско-Покровской линии (им отдали предпочтение 34% голосовавших).
«В Москве в отличие от других европейских столиц метро задумывалось не только как транспортное сооружение, а еще и как мощнейшее средство идеологического воздействия, - отмечает архитектор и художник Борис Лаврентьев. - Оформление станций - часть так называемого «Плана монументальной пропаганды». Аналогом является, возможно, только архитектура метро Италии и Германии периода Муссолини и Гитлера. Не случайно, кстати, стилистическое сходство, потому что метро строилось в одно и то же время - в 1930-е годы. Если говорить о стилях довоенных станций - в основном это, конечно, эклектика, но доминирует, конечно, ар-деко: «Маяковская», «Кропоткинская». Некоторые станции выполнены в стиле барокко. Например, «Арбатская» Арбатско-Покровской линии - с прекрасным барочным декором, с картушами, чудесно выполненными и выдержанными по пропорциям и стилю».
Только 10% посетителей сайта считают самыми красивыми новые станции - современные и лаконичные: «Парк Победы», «Строгино», «Чкаловскую», «Сретенский бульвар».
Наш рейтинг в целом тенденцию подтверждает: в десятку лучших попали в основном станции довоенного и послевоенного периодов и только две новые: «Сретенский бульвар» и «Деловой центр».
«Неудивительно, что многие из тех, кто пользуется метро, считают самыми интересными старые станции, - комментирует Борис Лаврентьев. - Сказывается среда - пафосная архитектура раннего советского периода. Эстетика минимализма большинству из нас не близка. К тому же станции, появившиеся в эпоху Брежнева, по архитектуре довольно примитивны. Из экономических соображений на них выделялся скромный бюджет. Например, на некоторых станциях для отделки использовался искусственный камень «под мрамор»: смесь жидкого стекла с песком и цветными пигментами».
Простой монументализм
В первую тройку попали станции, архитектурная ценность и эстетическое совершенство которых не вызывает сомнений ни у профессионалов, ни у зрителей: москвичей и гостей столицы.
Первое место заняла «Маяковская», которую считают самой красивой станцией метро 25% жителей города, опрошенных нами. Станция открыта в 1938 году в составе второй очереди строительства Московского метрополитена. Кстати, это первая в мире колонная станция глубокого заложения. Ее проект принадлежит известному архитектору Алексею Душкину. Уникальна сама конструкция подземного зала: массивные опоры заменены относительно тонкими колоннами, которые покрыты рифленой нержавеющей сталью. В оформлении колонн применялись пластины из уральского камня орлеца и садахлинского мраморовидного известняка. Путевые стены станции облицованы мрамором «уфалей» (вверху) и диоритом (внизу). Пол выложен белым мрамором, серым и розовым гранитом. Свод центрального зала украшают овальные ниши, в которых размещены светильники и великолепные мозаичные панно из смальты, выполненные по эскизам народного художника СССР Александра Дейнеки.
Во время Великой Отечественной войны станция «Маяковская» использовалась как бомбоубежище от немецких авианалетов. Кроме того, центральный зал станции, в то время одной из самых глубоких и просторных, служил местом проведения торжественных собраний. Самое известное из них - проведенное 6 ноября 1941 года торжественное заседание московского Совета депутатов по случаю 24-й годовщины Великой Октябрьской революции, где с докладом выступил Сталин.
За что так любят «Маяковскую» жители столицы? Как показал опрос, главным образом за строгость и простоту: несмотря на выдержанность в обычном для архитектуры 1930-х годов стиле, в оформлении станции нет тяжеловесности, свойственной «сталинскому» монументализму. А оптимистичные мозаичные панно вносят, по мнению москвичей, в архитектурное решение некую романтическую нотку.
«После того как я поездил по миру, увидел метрополитен в других европейских городах - в Лондоне и Париже, убедился, что московское метро - самое красивое в мире, - считает народный артист России Владимир Девятов. - Больше всего мне нравятся «Маяковская» и «Комсомольская». Мне близок такой подход к оформлению, такие архитектурные решения. На «Комсомольской» много мозаики, а «Маяковская», как и некоторые другие станции метро, связана с Великой Отечественной войной - она хранит память о нашей Победе. На этой станции в 1941 году моя мама в числе других горожан неоднократно укрывалась от бомбежек».
Ко всему прочему, станция «Маяковская» пополнила список городских легенд. Одна из самых любопытных народных версий гласит, что стальные дуги, использованные при строительстве станции, выполнены из ребер первого дирижабля. А вот другая легенда. Как известно, южный вестибюль станции встроен в здание концертного зала им. П. И. Чайковского. Считается, что металлические вставки в орнаменте должны были служить проводником звука - классической музыки, раздающейся в здании над станцией.
Здесь исполняются желания
Второе место в рейтинге заняла «Новослободская» - ей досталось 10% голосов. Станция построена по проекту Алексея Душкина и Александра Стрелкова, открыта в 1952 году. Автор художественного оформления станции - художник Павел Корин, по чьим эскизам выполнено мозаичное панно «Мир во всем мире», расположенное на торцевой стене станции, а также 32 оригинальных витража из разноцветного стекла внутри пилонов, обрамленные сталью и золоченой латунью и освещаемые изнутри. Витражи на пилонах изготовлены по эскизам Павла Корина в Риге, в мастерских Латвийского отделения Художественного фонда СССР. Именно эти разноцветные витражи, по результатам опроса, и являются самыми привлекательными элементами станции.
Первую тройку самых красивых замыкает «Площадь Революции» - она набрала 9% голосов. Эта станция открыта в 1938 году. В ее оформлении черный мрамор удачно сочетается с красным, светло-золотистым, белым и серым. Но главная достопримечательность станции - 76 бронзовых фигур, помещенные в ниши арок, - своеобразная галерея образов советских людей, олицетворяющих силу и мощь страны. Фигуры выполнены в Ленинградской мастерской художественного литья коллективом скульпторов под руководством Матвея Манизера.
«Художественная особенность этой изумительной скульптурной композиции состоит в том, что в ней нет ни одной стоящей фигуры, - комментирует Борис Лаврентьев. - Все они - матрос, солдат, крестьянин - либо сидят, либо стоят пригнувшись, как бы приготовившись бежать... За счет этого скульптуры смотрятся живыми, органичными, очень естественными. И с профессиональной точки зрения это очень сложная художественная работа, выполненная, нужно отметить, великолепно».
Кстати, «Площадь Революции» еще и объект мифотворчества москвичей. Поверье о том, что исполнится любое желание, стоит только потереть нос бронзовой собаке, сделало «Площадь Революции» любимой станцией туристов, студентов и влюбленных. Судя по тому, что бронзовые брюки матроса, наган у него в руке и винтовка пограничника местами тоже затерты до блеска, удачу приносит не только фигура собаки.
Мария Макалкина