Изменился социальный портрет покупателя загородного жилья в Подмосковье
2010 год для загородной недвижимости прошел под знаком качественного изменения рынка - покупатели стали более разборчивы, цена перестала быть определяющим фактором при принятии решения о покупке. За период с 2008 по 2011 год кардинально изменилась структура спроса и социальный портрет покупателя. Если раньше до 30% сделок совершалось с инвестиционными целями, то сегодня до 95% покупателей земли планируют строить дом для себя и близких. Такой покупатель внимательно относятся к деталям - гарантиям по устройству инженерных сетей, юридической чистоте сделки, истории приобретения земель и др.
Основная часть покупателей - социально-активные люди. Для них важна развитая инфраструктура и наличие социальных объектов, уже сейчас каждый второй покупатель хочет иметь высокоскоростной интернет в своем загородном доме. Ожидания покупателей довольно высоки и в плане транспортной доступности загородного жилья. Как следствие, предпочтение при выборе участка отдается поселкам с наименее загруженными трассами (Новорижской, Киевской, Минской).
В свою очередь девелоперы скорректировали предложение, выводя на рынок более качественный продукт по доступным ценам - поселки с дорогами и подведенными к участкам коммуникациями, инфраструктурными элементами.
Земельный рынок постепенно выходит из кризиса. После того, как в 4 квартале 2009 года был зафиксирован минимальный уровень цен за последние несколько лет, в 2010 году стоимость земли выросла в среднем на 5-7%. Цены на землю в Истринской долине росли быстрее - около 10% в год. Такие данные приводятся в ежегодном отчете департамента маркетинга «Вектор инвестментс».
Наибольшим спросом на рынке пользуются участки экономкласса, со стоимостью сотки от 135 до 200 тыс. рублей, в ближайшее время эта тенденция сохранится. Больше всего новых предложений было зафиксировано в радиусе 46-60 км от МКАД.
Значительная доля новых поселков появилась благодаря стагнирующему рынку оптовых продаж - собственники земли вынуждены были заняться девелопментом этих территорий. С этим фактом связано и появление новой тенденции - все чаще на рынок выходят организованные поселки с очень большим количеством участков, 300 и более. Лидером по количеству новых предложений стал сегмент поселков без подряда - за год их количество выросло более чем на 50%, с 180 до 280 поселков. Количество зарегистрированных за год сделок в этом сегменте составило 80-85% от общего количества сделок против 15% в сегменте готовых домов и земли с подрядом.
В апреле «Вектор инвестментс» презентовал проект Истринская долина, открыв новый формат для рынка загородной недвижимости. Проект предусматривает строительство в Истринском районе 18 поселков, 2 ленд-парков и 13 объектов инфраструктуры открытого доступа. С началом реализации масштабного проекта в компании связывают более активный, чем в среднем по рынку, рост цен на землю в Истринской долине.
К осени был уже полностью построен и продан первый поселок проекта - «Лесная пристань», на 90% продан поселок «Лесная пристань-2». На 25% проданы участки в поселке с подрядом «Дачи HONKA». За период с апреля по декабрь в продажу было выведено 9 поселков, на этих площадках ведется строительство инженерной инфраструктуры и дорог.
В прошедшем «Вектор Инвестментс» подписал договора со стратегическими партнерами по строительству ряда объектов досуговой инфраструктуры - конно-туристического комплекса, ресторана, форелевого хозяйства. К июню 2011 года планируется завершить строительство первой очереди комплекса «Аванпост Истра». Известный ресторатор Павел Чмелев реализует проект ресторана «Левитан». В августе 2010 года было открыто производство экопродуктов - творога и сметаны на базе одной из ферм Истринской молочной компании. Кроме того, на территории Истринской долины организовано фермерское хозяйство для снабжения жителей поселков экологически чистыми овощами, мясом птицы, медом и молоком.
В 2010 году отдел продаж «Вектор инвестментс» зафиксировал снижение фактора сезонности. Традиционно для рынка в весенние месяцы был отмечен пик продаж. Летом количество продаж сократилось, но, несмотря на «мертвый сезон» и бушевавшие пожары, снижение по сравнению с весной составило не более 25%. В первые осенние месяцы количество продаж вышло фактически на уровень апреля-мая, несколько снизившись в ноябре-декабре. В компании отмечают нехарактерную для лета и осени высокую покупательскую активность.
По прогнозам компании, цены на загородную недвижимость будут постепенно расти, прибавляя до 10% в год. Чуть быстрее будут дорожать западные и северо-западные направления, как наиболее престижные. Кроме этого, добавочную стоимость в 5-10% получат земли, где идет комплексное освоение территории, развивается инфраструктура района в целом. Спрос начнет постепенно смещаться в сторону готовых предложений, но лидером в 2011 году по-прежнему будут оставаться участки без подряда.