Рынок высокобюджетного жилья Подмосковья
В I полугодии 2010 года на территории Московской области первичные продажи велись более чем в 350 организованных коттеджных поселках. Такие данные содержатся в исследовании компании IntermarkSavills. Публикуем с сокращениями.
Характеристика спроса
Совокупный объем реализованного платежеспособного спроса на загородные объекты в строящихся поселках бизнес - и премиум-класса в I полугодии 2010 года составил порядка 700 совершенных первичных сделок (почти в два раза больше, чем в I полугодии 2009 года), из которых 65% приходится на сделки с коттеджами, 35% - с таунхаусами. За шесть месяцев 2010 года в высокобюджетных поселках было продано порядка 173 тыс. кв. м общей площади домов (на 60% больше, чем в I полугодии 2009 года). Денежная емкость данного сегмента рынка загородной жилой недвижимости составила около $550 млн. при средневзвешенной цене проданного коттеджа $940 тыс. и таунхауса - $530 тыс. (что на 20% больше показателей кризисного 2009 года).
Анализируя объемы рынка в текущем году по отношению к прошлогодним показателям, можно говорить о постепенном восстановлении покупательского спроса в высшем ценовом сегменте. По сравнению с предыдущим годом структура спроса по основным направлениям осталась неизменной: лидером по числу проданных объектов стало Новорижское шоссе (в совокупности более 40% сделок с коттеджами и 30% - с таунхаусами).
По результатам I полугодия 2010 года основной спрос (60% от всех приобретенных коттеджей и таунхаусов) был сосредоточен на ближайших к Москве объектах (до 20 км от МКАД).
Характеристика предложения
Совокупное первичное предложение коттеджей, участков с подрядами и таунхаусов в строящихся организованных поселках бизнес-и премиум-класса на конец I полугодия 2010 года составило порядка 7,0 тыс. объектов, т.е. почти 2,7 млн. кв. м общей площади (эти показатели на 10% меньше, чем в 2009 году). Как и в 2009 году, 80% предложения загородных объектов можно отнести к бизнес-классу, остальные 20% - к премиум-классу. При этом 40% текущего предложения приходится на таунхаусы и их производные, при сопоставимой доле спроса на подобные объекты. В I полугодии 2010 года, как и в 2009 году, большинство предлагаемых к продаже коттеджей - 40% и около 30% таунхаусов расположилось на Новорижском шоссе.
Существенная доля предложения приходилась на Калужское и Киевское шоссе (более 25% коттеджей и 15% таунхаусов), а также на Дмитровское направление (около 15% всех продаваемых коттеджей и 10% таунхаусов). Доля проектов на элитном Рублево-Успенском шоссе составила 5% от всех коттеджей и таунхаусов, реализуемых на первичном рынке.
Структура предложения по удаленности от МКАД в I полугодии 2010 года осталась практически неизменной по сравнению с 2009 годом: основной объем предлагаемых коттеджей располагался дальше, чем 20 км от Москвы (80% от общего числа предложений). В структуре предложения таунхаусов, наоборот, 70% реализуемых таунхаусов находилось в зоне до 20 км от МКАД.
Цены
Средневзвешенная по всем проектам бизнес - и премиум-класса удельная цена коттеджа/таунхауса в Подмосковье на конец июня 2010 года составила 3 820 $/кв. м (включая стоимость участка). Среднерыночная цена во всех поселках бизнес- и премиум-класса составила: для коттеджей - 4 140 $/кв. м (рост за три прошедших месяца 3,2%); для таунхаусов - 3 050 $/кв. м (рост за аналогичный период на 4,1%).
По состоянию на июнь 2010 года среднерыночная цена коттеджей премиум-класса составила 5 860 $/ кв. м (на 14% больше, чем в конце 2009-го); бизнес-класса - 3600 $/кв. м (рост за аналогичный период 11%).
Среднерыночная цена таунхаусов премиум-класса в июне 2010 года составила 4 300 $/кв. м (на 12% выше, чем год назад); таунхаусов бизнес-класса - 2 700 $/кв. м (на 8% больше, чем в 2009 году). Повышение средних цен на коттеджи и таунхаусы по основным направлениям и зонам удаления от МКАД в I полугодии 2010 года носило равномерный характер для всех территориальных сегментов.
Комментарий
Старший аналитик отдела мониторинга и исследований IntermarkSavills Ольга Винокурова:
- В I полугодии 2010 года, как и в конце 2009 года, повышенным спросом пользовались готовые коттеджи (реализация в наиболее успешных проектах достигала 4 объектов в месяц), а также земельные участки без подряда. С января по июнь повышение цен на высокобюджетном загородном рынке носило плавный характер - от 0,5% до 1,5% в месяц. Однако по сравнению с докризисным уровнем средняя цена предложения остается ниже на 30%.
Источник: IntermarkSavills