Недвижимость во время кризиса покупают только богатые и сумасшедшие — DOKI
Специалисты агентства недвижимости DOKI совместно с Санкт-Петербургским научно-исследовательским психоневрологическим институтом изучили основные типы поведения самых распространенных категорий покупателей и продавцов недвижимости во время кризиса.
За весь период исследования было изучено 1050 историй о покупке недвижимости, совершенных в Москве и Московской области с ноября 2008 по август 2009 года.
Данное исследование выявило образование новых тенденций в структуре поведенческих факторов и пробуждение совершенно новых мотивов при совершении сделки купли-продажи недвижимости во время стресса и в условиях, отличных от нормальных, то есть во время кризиса.
Оказалось, что если в относительно спокойный период собственник продает квартиру с целью извлечения прибыли, то в период экономических потрясений основным мотивом продажи является попытка бегства от реальной обстановки в конкретном месте расположения недвижимости, а также перспектива вложения денежных средств в наиболее надежный и консервативный источник с возможностью дальнейшего получения дохода.
Во время проведения исследования были подтверждены предположения, что именно такими мотивами пользовались не менее 62% всех продавцов. Более того, по данным опроса клиентов компании DOKI, 29% продавцов высказали желание вложить средства, полученные от продажи жилья в Москве или Подмосковье в зарубежную недвижимость. Среди стран обычно назывались государства с самыми консервативными рынками: Швейцария, Франция, Германия и т.д. Еще 26% предпочли вложить средства в государственные банки с использованием долларовых, евро и рублевых депозитов. Среди банков чаще назывались «Сбербанк», «ВТБ», «Газпромбанк» и «Альфабанк».
Примечательно, что 21% респондентов выбрали саму недвижимость для дальнейшего хранения средств, при этом совершив предварительную продажу существующих активов. По свидетельству специалистов DOKI, продажа существующей недвижимости на раннем этапе негативных изменений в экономике и дальнейшая покупка квадратных метров с серьезным дисконтом имела место в период с февраля по май нынешнего года. В этот период более 58% сделок на рынке недвижимости проходило с дисконтом свыше 25% от первоначальной цены.
Изучение поведения продавцов в этот период обозначило и главную причину для совершения продажи. Основным мотивом для продавцов стало сохранение своих накоплений и, как показал анализ процесса принятия решения, опрашиваемые обычно находились под влиянием негативного информационного поля. То есть решение о продаже квартиры в большинстве случаев происходило под влиянием сообщений в СМИ и мнений знакомых, которые считали, что недвижимость в новых условиях не является надежным объектом сохранения денежных средств, изменения экономической обстановки в стране, которое они ощутили на себе, а также собственного негативного предчувствия. К такой категории продавцов в общей сложности можно отнести 79% респондентов. Только 12% продавцов совершали продажу под влиянием личных факторов и были полностью уверены в своем решении.
Наиболее же интересной частью исследования стало изучение поведения покупателей. Интересно, что большинство покупателей на раннем этапе развития кризиса на рынке недвижимости руководствовались в основном ценой приобретаемого объекта, таких клиентов DOKI было порядка 63%. При этом важным условием при совершении сделки было расположение объекта недвижимости в Москве. С марта нынешнего года специалисты компании отмечали возвращение на рынок той категории покупателей, которые оказались вне рынка в связи со значительным ростом цен в предыдущий период.
Покупатели, формирующие так называемый отложенный спрос, вернулись на рынок громогласно в марте-апреле текущего года. Кстати, в этот период возросло и количество сделок с недвижимостью на рынке Москвы и области в среднем на 30%.
Дальнейшее развитие ситуации показало изменение предпочтений покупателей. Так, с января нынешнего года все больше покупателей обращали внимание на расположение объекта, наличие инфраструктурных объектов, транспортную доступность и престиж района. Наличие этих факторов стало важным для 56% покупателей DOKI.
Интересно, что изучение поведенческих критериев выявило наличие признаков маниакально-депрессивного психоза (МДП) у 61% покупателей недвижимости в период с февраля по апрель нынешнего года. К наиболее распространенным признакам данного заболевания относятся: повышение настроения, двигательное и речевое возбуждение, интеллектуальное возбуждение. Все эти симптомы чаще свидетельствуют о наличии маниакальной стадии МДП. При этом мысли респондентов были полны оптимизма, преобладала переоценка личности, идея величия вплоть до бредовых идей фантастического содержания.
Большинство покупателей (73%) были полностью поглощены полной реализацией задуманных планов и боялись упустить шанс обретения жилья по месту своей основной деятельности. Более 67% респондентов высказывали страх перед возможностью отмены сделки в последний момент, а 84% продемонстрировали признаки эмоционального перенапряжения, хронической усталости и даже полной апатии после покупки квартиры. О наличии эмоционального срыва в процессе покупки квартиры единожды признались 27% респондентов. Основным же негативным фактором во время приобретения объекта недвижимости в Москве большинство респондентов (92%) назвали возможность чрезмерных расходов, потери денежных средств или утраты обретенного жилья.
Необходимо отметить, что исследование затронуло ту часть покупателей, чей доход ежемесячно превышает 110 тыс. рублей и, по мнению большинства специалистов, на данные исследования могли повлиять такие факторы, как ежедневный отрицательный внешний эмоциональный фон, проблемы социализации, постоянные стрессовые нагрузки и негативное влияние жизни в условиях мегаполиса.