Конституционный суд РФ обнародует постановление о проверке положений об обороте сельскохозяйственных земель
Конституционный суд РФ обнародует постановление о проверке положений об обороте сельскохозяйственных земель.
Ожидаемое постановление Конституционного суда касается дела о проверке конституционности положений п.2 ст.13 и абзаца второго п.1.1 ст.14 федерального закона от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в связи с жалобой гражданки Л.Погодиной. Оспариваемый закон снял запрет на приватизацию сельскохозяйственных земель, что должно было способствовать развитию земельного рынка. Сельскохозяйственные угодья были поделены на условные земельные доли и переданы в общую долевую собственность сельских жителей, каждый из которых получил свидетельство о праве собственности. Собственниками сельскохозяйственных земель стали 11,8 млн граждан.
Однако процедура выделения из общих угодий своего земельного участка для ведения фермерского хозяйства в законе сформулирована нечетко. Закон устанавливает, что местоположение участка, его границы определяются решением общего собрания сособственников. Собрание вправе принимать такие решения, если на нем присутствует не менее 20% сособственников земли. При этом голоса участников определяются количеством принадлежащих им земельных долей.
Заявительница полагает, что это положение порождает неравенство между сособственниками в зависимости от их имущественного положения. И те, у кого больше долей земли (и соответственно, больше голосов), по собственному усмотрению могут определять, чьи доли выделяются в частную собственность, а чьи - остаются в общей собственности, а также выбирать себе лучшие по плодородию и месторасположению участки земли.
Кроме того, возможна ситуация, когда 20% сособственников проведут общее собрание и примут решение, нарушающее законные интересы 80% других собственников. Положение усугубляется тем, что, согласно закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", спор между сособственниками не может рассматриваться судом.
Заявитель полагает, что оспоренные нормы необоснованно ограничивают право собственника распоряжаться своими земельными долями и делают практически невозможным раздел земель между сособственниками.