Рынок коммерческой недвижимости Москвы
Обзор рынка купли-продажи коммерческой недвижимости в Москве за 2007 год от консалтинговой компании Russian Research Group.
Офисная недвижимость
В целом на рынке сохраняется нехватка качественных офисных площадей, спрос на которые значительно превышает предложение. Одним из наиболее важных событий офисного рынка стало ограничение на офисное и точечное строительство в центре Москвы. Этот факт значительно стимулировал рост цен на офисы в пределах Садового Кольца. Однако, нехватка территорий под строительство бизнес-центров наблюдается не только в центре столицы, но и за пределами Садового Кольца.
И хотя география спроса на офисы продолжает расширяться (в том числе в районе МКАД), в целом следует ожидать продолжения роста цен на офисные помещения и на протяжении всего последующего года, но уже меньшими темпами, чем в 2006-2007 годах.
В 2007 году в сегменте офисной недвижимости на рынок вышло 876 новых предложений. Общее количество экспонируемых офисов за год составило 1357 шт., что на 6% больше количества объектов предлагаемых в 2006 году. Суммарная стоимость объектов составила $17,8 млрд., ее рост с 2006 года составил 73%.
Общая площадь предложений составила 3,65 млн. кв. м, что на 10 % больше общей площади предложения за 2006 год. Отметим, что доля офисных площадей приходящихся на центральную часть г. Москвы за прошедший год несколько снизилась: с 18% до 16%.
Средневзвешенная цена офисных объектов в конце 2007 года превысила $6050 за квадратный метр. В относительных величинах ее рост составил за год 73%. При этом средняя стоимость квадратного метра помещений внутри Садового Кольца в течение 2007 года выросла более, чем в два раза (на 119%), и составила $11 810. Отчасти такое подорожание явилось следствием уменьшения средней площади экспонируемых объектов, которая на сегодняшний день уже ниже 1000 кв. м. Рост цен вне Садового Кольца в течение 2007 года был не столь значительным - на 64%, и в абсолютных значениях средневзвешенная цена составила $5124 за 1 кв. м.
Торговая недвижимость
На рынке торговой недвижимости основой чертой в 2007 году стало развитие тенденции децентрализации спроса. На сегодняшний день к разряду особо востребованных торговых объектов относятся не только площади в центре, но и помещения около станций метро и на главных улицах всех 94 кластеров г. Москвы. Также важным фактором можно назвать появление новых торговых сетей и возросшие темпы развития уже существующих. В свою очередь предложение торговых площадей в центральной части столицы составляют в основном низкокачественные объекты, тогда как собственники качественных помещений, понимая ценность своей недвижимости, не стремятся ее продавать. Так, на фоне возросших осенью объемов предложения средневзвешенная цена на торговую недвижимость в центре г. Москвы уже почти не отличается от цен на офисные помещения. Одновременно, все большую роль играет рекламная составляющая торговых помещений в пределах Садового Кольца.
В 2007 году на рынок вышло 879 новых торговых помещений. Общее количество экспонируемых торговых объектов за прошедший год составило 1257 шт., что на 20% больше количества торговых объектов предлагаемых в 2006 году. Суммарная стоимость объектов составила $7,3 млрд., рост с 2006 года составил 84%.
Общая площадь предложений выше уровня 2006 года на 12% и составляет 1,32 млн. кв. м. Следует отметить, что в уходящем году несколько изменилось соотношение экспонируемых торговых площадей в центре города и за пределами Садового Кольца. В 2007 году в пределах Садового Кольца было выставлено 11% от всего физического объема предложения, тогда как в 2006 году этот показатель был равен 8%.
Средневзвешенная цена торговой недвижимости достигла уровня $6530 за 1 кв. м. При этом средневзвешенная цена на площади, расположенные в пределах Садового Кольца возросли лишь на 29%. Причиной столь невысокого роста и даже снижения цены в осенние месяцы стало наличие на рынке очень малого числа действительно качественных торговых объектов. Кроме того, цены в этом сегменте рынка являются наиболее чувствительными к средней площади рассматриваемых объектов. Так, например, в середине ноября средневзвешенная цена составила $12 022 за 1 кв. м, что на 11,3% выше «очищенной цены».
Торговые помещения за пределами Садового Кольца за прошедший год подорожали гораздо существеннее - на 64%. При этом «разрыв» между средневзвешенной и очищенной ценой также порой достигал значительных величин. В частности, в середине ноября эти показатели были равны, соответственно, $5723 за 1 кв. м и $5042 за 1 кв. м, и разница между ними составила 13,5 %. Эти данные отражают дальнейшее снижение средней площади экспонируемых торговых объектов: с 2006 года упала уже более чем в 2 раза.
Производственно-складские помещения и помещения свободного назначения
После долгого периода, когда все внимание, в основном, было приковано к офисным и торговым помещениям, акцент смещается в сторону промышленных и складских зданий. Отчасти - по причине выросших цен на данный сегмент, отчасти - по причине высокого потенциала производственно-складских объектов и территорий с целью девелопмента и редевелопмента. Так в 2007 году в ценовом плане данный сегмент рынка показал максимальный рост и на текущий момент времени продолжает оставаться в стадии бурного развития.
Рынок помещений свободного назначения сегодня в значительной части представлен небольшими по площади помещениями, которые можно использовать как в офисных, так и в торговых целях. Средняя площадь объектов в этом сегменте за 2007 год показала наибольшее снижение.
В 2007 году объем предложения объектов производственно-складского назначения несколько уменьшился. Общее количество экспонируемых помещений за прошедший год составило 228 шт., что на 4% меньше количества объектов предлагаемых в 2006 году. Еще существеннее - на 23 % - снизилась общая площадь предложения.
А вот объем предложения в финансовом выражении увеличился на 34% и составил $2,38 млрд. Причиной такого роста стало значительное подорожание производственно-складских площадей - на 63%. В конце 2007 года квадратный метр в этом сегменте предлагался в среднем за $2122.
Объем рынка помещений свободного назначения также снизился: общая площадь предложения упала на 19% и составляет 0,36 млн. кв. м. А вот такой показатель, как количество экспонируемых объектов, показал заметный рост. На рынок вышло 329 новых предложений. Общее количество экспонируемых объектов свободного назначения за прошедший год составило 625 шт., что на 43% больше количества ПСН предлагаемых в 2006 году. Суммарная стоимость объектов составила $1,81 млрд., и ее рост с 2006 года составил 34%. Средневзвешенная цена помещений свободного назначения объектов достигла уровня $5098 за 1 кв. м, увеличившись за год на 31%.