Перспективный "Адамант"
Холдинг "Адамант" и "Желдорипотека" ("дочка" РЖД) договорились о соинвестировании проекта "Измайловская перспектива" в Санкт-Петербурге. В соответствии с соглашением "Адамант" освоит три из десяти участков, отведенных под данный проект, и построит на них 500 тыс. кв. м торгово-офисных площадей. Доминантой станет 160-метровая башня офисного центра. Для реализации этого проекта "Адаманту" потребуется порядка 1 млрд долл. Аналитики отмечают, что с реализацией проекта в районе Обводного канала может возникнуть переизбыток предложения коммерческой недвижимости.
"Измайловская перспектива" занимает 460 га между Московским проспектом, Обводным каналом, Благодатной улицей и Балтийской веткой Октябрьской железной дороги. Около 30 га этой земли (десять участков) принадлежит ОАО "РЖД". Развивать девелоперские проекты на этой территории будет дочерняя структура монополиста — "Желдорипотека". По оценкам экспертов, общая стоимость объектов, которые можно здесь построить, достигает 4 млрд долл.
О соглашении с "Желдорипотекой" РБК daily рассказал глава холдинга "Адамант" Игорь Лейтис. "Условия нашего вхождения в проект пока не определены. Но они будут среднерыночными. Начать работу мы планируем в 2009 году и закончить за пять лет", — сообщил он. Озвучить сумму инвестиций г-н Лейтис отказался, но, по оценке экспертов, она будет не менее 1 млрд долл. Глава "Желдорипотеки" Виталий Вотолевский вчера был недоступен для комментариев.
"Соинвестирование — логичная схема для развития участков, находящихся в собственности крупных предприятий и организаций, а также государства. Наверняка и на другие свои участки "Желдорипотека" найдет партнеров", — считает заместитель руководителя офисного департамента компании Maris Properties Алексей Федоров. По его мнению, "рыночная цена доли "Адаманта" в проекте может превысить 150 млн долл.". "Учитывая возможные обременения и масштаб сделки, дисконт может составить до 30—40%", — отметил он.
Директор по консалтингу Praktis CB Алексей Чижов оценивает необходимые инвестиции "Адаманта" в 1 млрд долл. и считает, что привлечение холдинга в проект оправдано: компания уже реконструировала на этой территории здание Варшавского вокзала под ТРЦ "Варшавский экспресс" и давно присматривалась к ее дальнейшему освоению. По оценке руководителя отдела консалтинга и оценки АРИН Зоси Захаровой, всего на территории "Желдорипотеки" можно построить около 2,6 млн кв. м недвижимости. Совокупная стоимость проектов превысит 4 млрд долл., подсчитала она.
"Все десять участков застраивать коммерческой недвижимостью неразумно. Треть земли целесообразно отвести под жилье бизнес-класса общей площадью около 200 тыс. кв. м, которое в последнее время востребовано в этом районе", — полагает директор по развитию группы компаний ЦДС Вячеслав Лазарев.
По мнению аналитиков, главная сложность, с которой столкнется девелопер, — необходимость освободить землю от железнодорожных коммуникаций и с нуля создать новую транспортную и инженерную инфраструктуру. "Но это можно обернуть и себе на пользу, спланировав будущую дорожную сеть именно под свой проект", — считает Алексей Федоров. По его словам, основными конкурентами проекта станут деловые комплексы "Шкапина-Розенштейна", "Красный треугольник", "Подъемтрансмаш" и "Петмол". "Совокупная офисная площадь этих проектов может превысить 500 тыс. кв. м. Арендные ставки для класса B в этом районе сегодня могут составить порядка 500 долл., для класса А — 600 долл.", — заключил эксперт.
НАТАЛЬЯ КОВТУН