OBI и Carrefour заняли место в "Самолете"
Руководство компании Roseli Development Group (Москва) объявило о намерении открыть в Ростове-на-Дону ТЦ "Самолет". Эксперты полагают, что застройщику понадобится инвестировать в проект не менее 112—115 млн долл. При этом они подчеркивают, что предполагаемые якорные арендаторы "Самолета" — OBI и Carrefour — серьезно опоздали с выходом в регион.
Roseli Development Group реализует проекты по строительству торговых центров, включающих в себя развлекательные центры, гостиницы и жилые комплексы, а также многофункциональных придорожных комплексов и логистических центров. В ЮФО она занимается строительством ТРК в Шахтах, Ростове-на-Дону, Таганроге, Ставрополе, Минеральных Водах, жилых комплексов в Ростове и Ставрополе.
Как сообщила РБК daily старший менеджер проекта Анна Гурова, трехэтажный торговый комплекс будет построен на пр. Шолохова в третьем квартале 2009 года. Его общая площадь составит 100 тыс. кв. м, площадь торговых помещений — 77 тыс. кв. м. Парковка комплекса будет обеспечивать стоянку для 1420 машин. Позиционировать себя ТРК собирается в сегменте "средний" — "средний плюс". Якорными арендаторами ТРК станут ведущие мировые ритейлеры OBI (сегмент "Сделай сам") и Carrefour (продукты питания, товары для дома).
В компании пояснили, что в настоящий момент в Ростове идет консолидация четырех участков в районе будущего строительства, которые планируется выкупить в собственность. Сумма инвестиций в проект не называется. По мнению аналитика ИК "Антанта Капитал" Андрея Верхоланцева, исходя из нынешних цен на деловую недвижимость в Ростове 1,5—1,8 тыс. долл. за 1 кв. м, застройщику предстоит инвестировать в донской проект не менее 112—115 млн долл.
По мнению представителей Roseli, "при грамотно разработанной концепции, выгодном месторасположении объекта, сильных "якорях" и хорошем пуле арендаторов можно составить конкуренцию уже существующим игрокам ростовского рынка коммерческой недвижимости". По утверждению г-жи Гуровой, сейчас ведутся переговоры с "мини-якорями" — основными брендами сегмента fashion. Она пояснила, что как девелопер Roseli сам собирается строить будущий ТРК.
Эксперты подчеркивают, что оба якорных арендатора серьезно затянули с выходом как на региональный, так и на российский рынок. В частности, Carrefour заявляла о своих намерениях еще несколько лет назад, но так и не решилась на экспансию в СНГ. А учитывая, что ввод в эксплуатацию ТРК произойдет еще через полтора года, шансы на отвоевывание достойного места невелики.
"У французов были проблемы с определением своей позиции в России после дефолта 1998 года, риски для них перевесили возможную прибыль. За это время, с одной стороны, окрепли позиции российского ритейла, с другой — на юг России уже пришли основные конкуренты Carrefour", — говорит г-н Верхоланцев. Впрочем, полагает он, ритейлерский рынок до сих пор остается низкоконсолидированным, поэтому в нем могут найти свои ниши и новые игроки.
Генеральный директор универсального маркетингового агентства "Бизнесаналитик" Оксана Хомич называет опоздание обоих игроков значительным.
В частности, в сегменте Carrefour в Ростове уже давно работают "О’Кей", Metro, Auchan. В сегменте "Сделай сам" в донской столице в конце прошлого — начале этого года открылись такие магазины, как IKEA, Castorama, Leroy Merlin, "Максидом". "Создается ощущение, что рынок Ростова уже близок к сильному перегреву. И приход новых игроков эту ситуацию лишь обострит", — считает г-жа Хомич. Но, по ее словам, потребности рынка растут вместе с ростом предложений и полностью зависят от объемов вводимого жилья. Пока же, считает она, объемы строительства не могут обеспечить необходимый оборот для всех игроков.
СЕРГЕЙ КИСИН