Потребители рынка коммерческой недвижимости меняют свои предпочтения
В последний год отмечается значительное увеличение спроса на покупку коммерческих помещений и снижение интереса к аренде. В наибольшей степени эта тенденция проявляется в сегменте офисной недвижимости. Уменьшение спроса на аренду вызвало снижение темпов роста арендных ставок. В дальнейшем, по прогнозам аналитиков, ситуация будет развиваться в этом же направлении, учитывая расширение предложения по кредитованию покупки коммерческой недвижимости.
На рынке коммерческой недвижимости продолжается активный рост предложения. По данным аналитического центра компании "Индэст-девелопмент", только в сегменте офисной недвижимости в первом полугодии 2006 года было введено в эксплуатацию 73 тыс. кв. м площадей, во втором полугодии планируется ввод 113 тыс. кв. м, к концу 2008 года – 221 тыс. кв. м. Аналогичная динамика наблюдается в сегменте торговой недвижимости: сейчас суммарное предложение по аренде торговых площадей составляет порядка 300 тыс. кв. м, продолжается строительство новых торговых центров.
Характерной особенностью развития рынка коммерческой недвижимости в 2005-2006 гг. стало уменьшение объема арендных отношений и увеличение сделок купли-продажи. По мнению респондентов "Времени", эта тенденция особенно четко проявляется в сегменте офисной недвижимости. По словам генерального директора компании "Индэст-девелопмент" Виктора Антипова, большинство инвесторов нацелено на продажу коммерческой недвижимости. "Такую позицию во многом определяет существующий спрос, который, в свою очередь, продиктован относительно низкими ценами на коммерческую недвижимость на недооцененном рынке Самары. Хотя, конечно, существует особый класс объектов – крупные торговые центры, складские комплексы, которые ввиду своей высокой капиталоемкости не могут находиться в сегменте продажи", - подчеркнул Антипов.
По словам директора департамента развития и PR риэлторской компании "Центр недвижимости" Татьяны Араповой, особенности спроса на коммерческие помещения тесно связаны с развитием бизнеса и возможностями компаний. "От уровня развития бизнеса зависит важность расставляемых приоритетов. Начинающему бизнесмену, конечно, предпочтительнее снимать некоторое время помещение в аренду. С развитием бизнеса у него появляется возможность задуматься и о покупке помещения", - говорит Арапова. По мнению аналитиков, в целом уровень развития бизнеса в Самаре достаточно высок для того, чтобы лидировало предпочтение покупки.
Как заметил "Времени" руководитель департамента оценки компании "Спектр недвижимости" Сергей Винтаев, наличие собственного помещения повышает статус компании как потенциального заемщика. "Недвижимость в собственности означает более стабильный характер компании", - считает Винтаев. С ним солидарна Татьяна Арапова: "Став собственником помещения, бизнесмен имеет возможность использовать его в качестве залога в случае, если планирует взять кредит для развития бизнеса".
По мнению аналитиков, в связи со снижением интереса к арендным отношениям темпы роста арендных ставок замедлились. По данным компании "Индэст-девелопмент", в 2005 году средний уровень ставок составлял 26 долл. за кв. м в месяц, в 2006 году - 28 долл. По данным московской компании "БЭЛ Девелопмент", проводившей мониторинг самарского рынка коммерческой недвижимости, с середины 2005 года ставки выросли в среднем на 10%. Ранее главный эксперт компании "Капитал-недвижимость" Сергей Толмачев заявлял, что в 2005 году арендные ставки выросли в среднем на 15-35%. По мнению Татьяны Араповой, на рубеже 2005-2006 гг. рост арендных ставок остановился и даже пошел вниз. По ее словам, многочисленных арендаторов задуматься о выгоде приобретения помещений в собственность заставили появляющиеся на рынке новые программы кредитования. "Ежемесячные платежи по возврату кредита практически идентичны арендным выплатам. С развитием ипотеки в сегменте коммерческой недвижимости все большее количество представителей малого и среднего бизнеса начинают предпочитать собственность аренде", - утверждает Татьяна Арапова. Что же касается выбора концепции реализации строящихся объектов, то их девелоперы, безусловно, учитывают новые тенденции. По мнению Виктора Антипова, существуют различные конечные цели, которые индивидуально определяются для каждого конкретного объекта. "Если инвестор готов тратить длинные деньги в обмен на получаемый готовый бизнес после срока окупаемости, то речь идет об аренде", - говорит Антипов.
Сегодня, по мнению игроков рынка коммерческой недвижимости, заканчиваются процессы, которые определят, какой финансовый институт войдет в число крупнейших игроков российского ипотечного рынка. "С расстановкой сил и приоритетов грядет время, которое принесет более лояльные условия кредитования недвижимости, в том числе и коммерческой. Оптимизация условий ипотечного кредитования предполагает, что будут более серьезные сроки и более низкие процентные ставки, больший набор кредитных продуктов для приобретения коммерческой недвижимости", - считает Татьяна Арапова. Вероятно, в дальнейшем арендодателям придется пересматривать ценовую политику в сторону понижения уровня арендных ставок, чтобы сохранить привлекательность данного сегмента рынка недвижимости.
Елена Чеченина