Риэлторы договорились с банкирами о совместной работе
Рост цен на квартиры, составляющий, по последним данным, 6-7% в месяц и возымевший эффект шоковой терапии для рядового потребителя, не оставляет времени на раздумья о том, когда покупать жилье в ипотеку. Ответ очевиден: это время наступило еще вчера. Но, как отмечают участники рынка недвижимости, потенциальные заемщики по-прежнему недостаточно информированы об условиях получения кредитов. Также риэлторы отмечают, что темпы развития ипотеки пока оставляют желать лучшего. И причины этого кроются не только в высоких процентных ставках по кредитам и дефиците предложений жилья, отвечающего требованиям ипотечных программ, но и в ряде других проблем.
Самарские риэлторы все активнее стали заявлять о необходимости более тесного взаимодействия между всеми участниками ипотечного рынка, выступая инициаторами реальных предложений по оптимизации условий и схем работы. О причинах, препятствующих развитию рынка ипотечного кредитования, и путях разрешения этих проблем шла речь на "круглом столе" с участием первых лиц ведущих риэлторских компаний города и банковских структур: СРП "Дисса", ТК "Арбат", РК "Центр недвижимости", ОАО КБ "Солидарность", ОАО "Автовазбанк", Поволжский банк Сбербанка РФ.
Большинство граждан, делая первые шаги к приобретению жилья с участием кредитных средств, как правило, всегда сталкиваются с дилеммой: действовать ли самостоятельно или доверить этот процесс специалистам в данной сфере деятельности? Главным аргументом в пользу первого варианта чаще всего являются доводы об экономии денег за услуги по оформлению необходимых документов и сопровождению сделки риэлторами, выступающими в роли ипотечных брокеров. У риэлторов и банкиров иная точка зрения на гипотетическую экономию.
По словам директора департамента кредитования и ипотеки риэлторской компании "Центр недвижимости" Ирины Платоновой, обычно клиенты приходит в компанию с тремя основными вопросами: где взять деньги, какую недвижимость купить и как это лучше сделать? "Как показывает практика, занявшись получением кредита и приобретением недвижимости самостоятельно, потенциальный заемщик многократно увеличивает количество этих вопросов: в какой банк пойти, какую кредитную программу выбрать, как найти оценочную фирму, нужного страховщика, нужную квартиру, каким требованиям эта квартира должна соответствовать, как быстро реализовать уже имеющуюся, какие документы для этого необходимы и т.д. Вопросы растут как снежный ком, и, занимаясь поиском ответов, идя путем проб и ошибок, человек теряет самое главное – время! На наш взгляд, логичнее и разумнее вести речь о комплексной и централизованной работе в данном направлении с участием специалистов, обладающих всей необходимой информацией, знанием рынка, технологиями, опытом. На все свои вопросы заемщик может и должен получить ответ сразу и в одном месте – в офисе риэлторской компании", - утверждает Ирина Платонова.
С ней солидарен генеральный директор компании "Дисса" Максим Хвостов: "Фактически ипотечный брокер приводит в банк клиента, который уже осведомлен обо всех условиях и требованиях кредитного учреждения, имеет представление о сумме кредита, стоимости желаемой квартиры, этапах оформлениях, схемах, сроках. Иными словами, банки получают подготовленного клиента".
Выводы о правомочности и реально возрастающей роли института ипотечного брокериджа уже не раз подтверждались на практике. Нередки случаи, когда клиенты, обратившиеся за консультацией напрямую в банк, уходили разочарованными, поскольку не могли получить ответы на все свои вопросы, не имея представления даже о цене желаемой квартиры, предварительной информации о наличии необходимых объектов недвижимости на рынке, сроках, необходимых для организации и проведения покупки.
Имеет место и такая проблема, как смещение акцентов потенциального заемщика в пользу только одной из трех основных составляющих, обеспечивающих успешное решение вопроса, – положительного решения банка о выдаче кредита. Тем не менее модель современной российской ипотеки держится на трех китах, где банк – это недостающие деньги, необходимые для покупки, риэлторское агентство – это недвижимость, обеспечение процессов оформления документов и организации сделки, органы регистрации – это оформление прав собственности на приобретенное жилье.
"Для заемщика цель - это не только получение положительного решения о выдаче кредитных средств. Основная его задача заключается в том, чтобы виртуальные деньги превратить в реальные квадратные метры в минимальные сроки на фоне значительного роста цен на недвижимость. И именно риэлторы могут обеспечить осуществление этого процесса, доведя проект до логического окончания – оформления сделки", - подчеркнул Максим Хвостов.
Подтверждает правильность этого вывода и опыт работы самих банков. По статистике, из всех клиентов, получивших положительное решение кредитного комитета, порядка 10-15% заемщиков этим кредитом воспользоваться так и не сумели, а еще 20% из числа клиентов, успешно прошедших кредитную комиссию, не укладываются в отведенные договором сроки, необходимые для поиска объекта кредитования.
По словам председателя совета директоров компании "Арбат" Сергея Канухина, предпринимая самостоятельные действия по получению кредита и поиску недвижимости, потенциальный заемщик считает, что экономит на услугах риэлтора, но на самом деле он теряет гораздо больше. "За это время недвижимость продолжает дорожать, и хорошо, если гражданин сможет не только получить кредит, но и самостоятельно подыскать нужный объект. Но и в этом случае у заемщика на этапе оформления сделки возникнут сложности, о которых он даже и не подозревает, проблем, которых могло не быть, если бы весь процесс курировал ипотечный брокер. Как итог – стресс, недоверие людей к банкам и к системе ипотечного кредитования в целом", - пояснил Сергей Канухин.
Основной идеей диалога между риэлторами и банкирами стало предложение об эффективном и более тесном взаимодействии друг с другом с целью оптимизации всего процесса приобретения недвижимости для тех участников рынка недвижимости, которые рассматривают кредитные средства как единственную возможность для покупки жилья. Банкиры согласились, что в этом предложении есть явный практический смысл, что от сотрудничества банков с крупными риэлторскими компаниями все участники только выиграют.
Еще один важный вопрос - это оперативность рассмотрения банками заявок на кредит. В некоторых банках риэлторы, представляющие интересы своих клиентов, вынуждены стоять в очередях на общих основаниях. А принять документы для кредитного комитета по электронной почте могут только единичные кредитные учреждения. Риэлторы настаивают, что в сложившихся на рынке условиях скорость рассмотрения вопроса о выдаче кредита является определяющим фактором и главным конкурентным преимуществом для любого банка. Вопрос здесь стоит в доверии того или иного банка к своему ипотечному брокеру и тех полномочиях, которые банк готов делегировать риэлторам.
"Наш опыт работы на ипотечном рынке позволяет утверждать, что для подавляющего большинства заемщиков процентная ставка по кредиту на фоне существующей динамики роста цен сегодня уже не является определяющим фактором, главное – это скорость рассмотрения заявок. И те банки, которые смогут пойти навстречу своим риэлторам и их клиентам, смогут рассчитывать на ощутимое увеличение клиентских потоков", - утверждает Сергей Канухин. Ирина Платонова и Максим Хвостов полностью разделяют эту точку зрения. Опыт сотрудничества, построенный на доверительных отношениях, например, между компанией "Центр недвижимости" и КБ "Солидарность" – лучшее тому подтверждение.
Заместитель директора по развитию компании "Центр недвижимости" Дмитрий Чариков обозначил еще одну проблему ипотечного рынка. "На сегодняшний день недвижимость является самым востребованным товаром, а ипотека – самой популярной темой на рынке недвижимости, притягивающая как магнит множество мелких фирм-однодневок, откровенных мошенников и просто дилетантов. В этой связи хочется еще раз обратить внимание не только потребителей, но и специалистов кредитных организаций на то, чтобы они внимательнее подходили к выбору партнеров, отдавая предпочтение тем компаниям, которые заслужили кредит доверия. Ведь банк, по сути, доверяет риэлторской организации выступать в роли проводника своей программы. У риэлторских компаний, в свою очередь, готовы реальные предложения и технологии по оптимизации процесса работы с клиентами", - отметил Дмитрий Чариков.
М.Хвостов подытожил обсуждение: назрела необходимость отделить зерна от плевел в пользу серьезных операторов рынка недвижимости, входящих в состав Поволжской Гильдии Риэлторов и являющихся сертифицированными компаниями, взявшими на себя дополнительные обязательства по качеству предоставляемых услуг. Присутствовавшие на встрече банкиры подтвердили, что настроены на партнерские отношения с компаниями "Арбат", "Центр недвижимости", "Дисса", оценив статус этих организаций на рынке недвижимости, профессионализм, уровень и безупречную репутацию в ипотечном направлении деятельности.
Александр Рыбаков