Застройщики не надеются на новый закон
До конца 2005 года должен быть принят закон о регулировании градостроительной деятельности в Самарской области. Он является логическим продолжением Градостроительного кодекса РФ. По мнению аналитиков, законодательный акт должен будет упростить процедуру подготовки земельных участков для строительства. Но это только первый этап выделения площадок, вторым является проведение конкурсов и аукционов. К сожалению, законопроект не решит главной проблемы строительного рынка – неготовности городских властей к проведению тендеров. Участники рынка считают, что у муниципалитетов просто не хватит средств для подготовки строительных площадок с целью передачи их застройщикам.
В конце октября на заседании общественной комиссии по строительству и жилищной политике Самарской области состоялось очередное рассмотрение проекта закона о регулировании градостроительной деятельности региона, который будет направлен на рассмотрение в правительство области в середине ноября, а в декабре – в губернскую Думу.
Проект закона разработал Институт экономики города (Москва). По мнению председателя комиссии по строительству и жилищной политике Самарской области, депутата губернской Думы Светланы Кузьминой, местный законопроект - логическое продолжение Градостроительного кодекса РФ. "В 2004 году правительство РФ приняло Градостроительный кодекс, в котором были прописаны основные положения строительной деятельности на территории России. Но 10 направлений кодекса были переданы на уровень регионов, и поэтому разработали подобный проект", - рассказала Кузьмина.
По ее словам, основное отличие регионального закона от федерального заключается в распределении ролей и урегулировании процессов при выдаче различных документов на строительство. "В частности, областной закон позволяет ускорить процесс получения документов на строительство в области", - уточнила Светлана Кузьмина.
Как пояснил "Времени" ведущий юрисконсульт "Института экономики города" Леонид Бандорин, в законопроект введена специальная глава, посвященная планированию территории города и подготовке участков под строительство. "В ней рассматриваются проблемы отделения публичных земель от частных, вводится упрощенный порядок установления красных линий, особый статус реконструируемой территории и другие важные вопросы, а также описаны нормы формирования земельных участков в тех или иных случаях", - говорит он.
По мнению Светланы Кузьминой, законопроект о регулировании градостроительной деятельности облегчает процесс получения муниципалитетами субъекта Федерации земельных участков. "В настоящее время муниципалитетам сложно подготовить участки со всеми коммуникациями, а затем передать их на конкурс строительным фирмам - у муниципалитетов на это попросту не хватает денег. У строительных компаний тоже зачастую нет в наличии средств, чтобы выкупить этот участок. С принятием законопроекта таких проблем не будет", - убеждена г-жа Кузьмина. Ее помощник Константин Ряднов уточняет, что выделение участков будет проходить согласно генеральному плану, который будет утвержден до конца 2005 года.
Строители считают, что инициативу государства по устранению таким образом административных препон в выделении земельных участков можно только приветствовать.
Однако проблему сочетания теории (закона) с практикой рынка это не решает. "Я уверен, что упрощение процедуры подготовки площадки – третьестепенная проблема. Главная – собственно процесс предоставления участка, который, согласно Градостроительному кодексу и законопроекту о регулировании строительной деятельности в регионе, должен будет происходить только посредством тендеров", - говорит генеральный директор строительной компании "Портал" Игорь Михеев.
Как заметил депутат городской Думы Михаил Матвеев, в соответствии с новым законодательством муниципалитеты должны определить, какие земельные участки выставлять на аукцион, рассчитать смету расходов и внести ее в государственный бюджет. Затем произвести подготовку участков, в которую в том числе входит отселение жителей и проведение коммуникаций. "Приобретая площадки через конкурс по более высокой цене, застройщики освобождают себя от многих проблем, решение которых обычно тормозит строительство", - полагает он.
"Сейчас у администрации нет материальных средств на проведение необходимых работ, поскольку они не были внесены в бюджет. Новый проект бюджета на 2006 год городская Дума получит 15 ноября. Тогда будет видно, намерена ли администрация четко следовать новому законодательству", - говорит Михаил Матвеев.
По данным Константина Ряднова, в проекте бюджета заложена некоторая сумма на организацию аукционов по земельным участкам. "Я не уверен, но, кажется, речь идет о сумме порядка 4 млн рублей", - говорит он. По мнению Игоря Михеева, если это соответствует действительности, то ни один аукцион в следующем году не состоится. "На подготовку площадки (получение разрешительной документации, отселение, подготовку технических условий и многое другое) уходит примерно 2-3 млн долл. В год необходимо подготовить не менее 30 площадок, чтобы сохранить нынешние темпы строительства. Для этого необходимо до 100 млн долл. Такое может позволить себе только Москва", - считает Михеев.
Пока у строительных компаний имеется определенный запас площадок, которые можно осваивать в течение ближайших 2-3 лет. Но необходимо уже сейчас задумываться о сохранении сегодняшних объемов строительства. "Если бы я был в числе разработчиков законов, регламентирующих строительную деятельность, - говорит Игорь Михеев, - то предусмотрел бы следующую схему: администрация формирует земельные участки, а подготовкой технических условий и отселением занимаются уже строители". Во-первых, застройщики имеют в этой области достаточный опыт, тогда как для муниципальных органов это новый вид деятельности. Во-вторых, материальная неготовность администрации явно не будет способствовать соблюдению законодательства, то есть выделению площадок посредством тендеров.
Елена Чеченина
Анастасия Вишнякова