Инвестфонд потратят в Сочи?
Во вторник Министерство регионального развития рассмотрело программу стратегического развития Краснодарского края. Программы развития регионов рассматриваются министерством периодически в рамках новой стратегии регионального развития. Их главной задачей является поиск крупных проектов, которые могли бы быть профинансированы за счет Инвестиционного фонда. Таким образом, министр регионального развития Владимир Яковлев намерен создать «локомотивы роста» на территории страны. Краснодарский край в качестве своих проектов предложил строительство дорог.
Напомним, что новая стратегия регионального развития была предложена Владимиром Яковлевым в начале этого года. Суть ее заключается в том, что средства на развитие из федерального бюджета должны получать экономически сильные регионы-доноры. До сих пор в стране практиковалась политика выравнивания, при которой деньги отбирались у регионов-доноров и выдавались в качестве субсидий и трансфертов депрессивным регионам. Владимир Яковлев заявил, что данная политика не способна вывести из депрессии ни регионы, ни Россию в целом, и предложил изменить приоритеты, пересмотрев принципы распределения бюджетных средств. В соответствии с новой политикой средства должны получать не просто регионы-доноры, а регионы, представившие адекватный инвестиционный проект, вложения бюджетных средств в который способно вызвать мультипликативный эффект. То есть г-н Яковлев предлагает государству не выдавать деньги отсталым территориям, а инвестировать в сильные с тем расчетом, чтобы сделанные государством инвестиции привели к росту привлекательности региона для частных инвесторов. Таким образом, предлагается формировать «локомотивы роста». При этом министр подчеркивает, что изменение политики не отразится на социальных расходах государства и регионов: все социальные выплаты будут сохранены.
К концу этого года, как сообщил во вторник Владимир Яковлев, должен быть подготовлен доклад о стратегии развития страны и ее регионов. «В связи с этим мы каждый вторник рассматриваем стратегии развития регионов, – заявил министр. – Краснодарский край является локомотивом роста, он имеет целый ряд преимуществ. В крае есть все, он может претендовать на значительные инвестиции, если в программе развития правильно расставить акценты. Например, если мы активизируем свою деятельность по переносу железной дороги, то решим задачу развития курортной зоны на ближайшую перспективу». Необходимо отметить, что вопрос переноса железной дороги на участке Туапсе-Сочи давно беспокоит министра регионального развития. По его мнению, тот факт, что железная дорога проходит непосредственно по побережью, накладывает существенные ограничения на развитие курортной зоны, да и просто портит отдых курортникам.
Представители Краснодарского края идею министра поддержали и расширили. «Проблемы края связаны в том числе и с ограниченной пропускной способностью транспортной инфраструктуры, – сказал заместитель губернатора Краснодарского края Евгений Муравьев. – Строительство аэровокзального комплекса в Сочи, а также реконструкция аэропортов в Геленджике и Анапе позволит привлечь в край в 1,5 раза больше туристов за счет увеличения пропускной способности». Впрочем, аэропортом в Геленджике уже занимается Олег Дерипаска. Кроме аэропортов, администрация края предлагает построить платную дорогу Абинск-Кабардинка, что сократит дорогу от Геленджика до Краснодара на 54 км, а также построить новую дорогу через Адыгею. Строительство новых дорог, по мнению администрации, должно привести к увеличению мощности порта Новороссийска. Кроме того, администрация региона предлагает построить дорогу Черкесск-Адлер, которая свяжет черноморское побережье с курортами Кавказских минеральных вод, а также устроить новый судоходный канал, который сможет стать альтернативой Босфору. Идея построить дорогу на Кавказ Владимиру Яковлеву понравилась в силу того, что этот путь может соединить два горнолыжных курорта – Красную Поляну и плато Лаганаки в Адыгее. «Там же вообще зимний сезон заканчивается в мае-июне», – подчеркнул министр.
Естественно, не была забыта идея переноса железной дороги. «Перенос 108 км железнодорожного полотна от Туапсе до Адлера обойдется, по нашим расчетам, в 90 млрд руб., – сообщил Евгений Муравьев. – Это позволит создать 75 тыс. новых рабочих мест, а также увеличить поток отдыхающих на 3 млн человек в год». Владимиру Яковлеву идея строительства новых дорог и переноса старых нравится давно, но он недоволен тем, что все это существует на уровне идеи. «У вас нет проектов этих дорог, – заметил он г-ну Муравьеву. – Создайте с вашими товарищами акционерную компанию, разработайте проект и на следующий год предложите его нам».
Впрочем, все предложенные представителями региона проекты министр порекомендовал им оформить в виде местных законодательных актов, чтобы была возможность начать работу по их реализации. Он также напомнил о том, что Сочи собирается претендовать на зимнюю Олимпиаду 2014 года. «В Сочи нет спортивных сооружений и объектов, – отметил Владимир Яковлев. – А Олимпиада может стать серьезным толчком к развитию региона. Не надо думать, что мы построим эти объекты за короткий срок. Надо уже начинать над ними работать: у нас есть два-три года, чтобы подготовиться к Олимпиаде». Необходимо напомнить, что средства на реализацию инфраструктурных проектов в регионах, которые Владимир Яковлев хочет сделать локомотивами роста, предполагается взять из Инвестфонда, на который и без Краснодарского края много желающих. Так, Олег Дерипаска уже почти убедил президента в том, что деньги надо выделить на строительство алюминиевого завода и Богучанской ГЭС. Москва также начала поиск проектов, на которые можно было бы потратить средства Инвестфонда.
Елена Тофанюк