Градостроительный кодекс не принесет ощутимой выгоды строителям
Вступивший в силу Градостроительный кодекс упрощает процедуру оформления земельных участков под строительство и сдачу готового объекта в эксплуатацию. В целом аналитики приветствуют это нововведение, но приведет ли сокращение числа документации к уменьшению сроков ее оформления – большой вопрос. Кроме того, поскольку тендеры, предусмотренные кодексом в качестве единственного способа выделения земельного участка, в Самаре не будут проводиться даже в 2006 году, неизвестно, когда региональные компании смогут воспользоваться преимуществами упрощения начальных этапов строительства.
Градостроительный кодекс
Статья 51. Выдача разрешений на строительство
Статья 55. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
- Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
- Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Градостроительный кодекс, вступивший в действие 1 октября, упрощает процедуру получения разрешительной документации на земельный участок и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Как разъяснил "Времени" генеральный директор СК "Портал" Игорь Михеев, вместе двух документов в каждом случае оформляется один. "Ранее нужно было получить разрешение на строительство и постановление главы города о вводе этого документа в действие. Теперь необходимо лишь разрешение на производство строительных работ, подписанное заместителем главы города. Чтобы ввести объект в эксплуатацию, раньше оформлялся акт приема государственной комиссией и глава города подписывал постановление об утверждении этого акта. Теперь достаточно разрешения на ввод здания в эксплуатацию, подписанного заместителем мэра", - утверждает г-н Михеев.
Такая схема, по его мнению, "призвана упростить бюрократические препоны на пути "входа" в строительство и его завершающего этапа". Фактически документы дублировались, и на подготовку и подписание каждого из них уходило время – минимум 3-6 месяцев.
Как считает Игорь Михеев, есть вероятность того, что сроки оформления строительной документации теперь уменьшатся примерно на тот отрезок времени, который требовался для выдачи второго документа, утверждающего первый, то есть на те самые 3-6 месяцев. "Причем это можно будет увидеть довольно скоро: действие закона распространяется и на те объекты, которые уже в работе и скоро будут сдаваться в эксплуатацию", - говорит он.
Другие аналитики не столь оптимистичны. "Это положительный момент лишь в теории, - считает кандидат юридических наук Роман Бевзенко. – Сложившаяся практика такова, что чиновники могут затягивать подготовку бумаг сколь угодно долго. И это несмотря на то, что существуют четкие сроки оформления того или иного документа. Я не думаю, что подготовка одного акта вместо двух будет проходить быстрее".
Похожего мнения придерживается и вице-президент ассоциации "Группа предприятий "Берег" Вячеслав Сидорович. "Это лишь одна ипостась Градостроительного кодекса, - говорит он.- По-прежнему в строительстве многое держится на личных связях, умении "выбить" подходящие технические условия и многое другое".
"К этому добавляется еще и глобальная проблема отселения, поэтому, учитывая сложности процесса подготовки к строительству, я не считаю, что сокращение количества документов облегчит выход строителей на объект", - резюмирует г-н Сидорович.
Помимо этого, Градостроительный кодекс утверждает конкурсы и аукционы в качестве единственного способа получения земельного участка под строительство. В Самарской области тендеры, впервые упомянутые в Земельном кодексе, введенном в действие в 2001 году, проводились только Клявлинском, Шенталинском, Похвистневском районах, а в Самаре их не было.
Более того, по информации "Времени", в бюджете города на 2006 год не предусмотрено расходов на подготовку земельных участков к конкурсам и аукционам. Если учесть, что упрощение оформления разрешительной документации, согласно закону, коснется лишь тех участков, которые должны выделяться через тендер, самарские строители еще не скоро смогут ощутить выгоду, которую сулит Градостроительный кодекс.
Елена Чеченина