Договорились
Самарская губернская Дума все-таки решила вынести на процедуру первого чтения приведенную к новому федеральному законодательству версию областного закона "О жилище". Это стало ясно 12 мая в ходе заседания сразу нескольких рабочих групп. Случиться это должно на пленарном заседании, которое должно состояться 24 мая - спустя почти три месяца после начала обсуждения нового законопроекта. Новацией будет то, что сразу же после принятия его в первом чтении он будет опубликован в печати. Тем самым парламентарии губернии хотят дать возможность нашим землякам оценить проект местного закона "О жилище". Впрочем, депутаты рассчитывают и на отклик со стороны муниципалитетов, которым придется применять этот закон на практике.
На заседании комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике впервые рассматривался проект закона "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности на территории Самарской области". В частности, дискуссия разгорелась вокруг вопроса о том, кто конкретно может получать льготы по оплате услуг ЖКХ. Проектом закона определен круг таких лиц - в частности, учителя, врачи, работники культуры. Однако не только они, но и члены их семей, проживающие на данной жилплощади. Причем речь шла не просто о льготах, но и о полном освобождении от обязательных платежей за газ, электричество, воду и тепло. Как отметил представивший депутатам проект нового закона руководитель Центра законотворчества СГД Дмитрий Богатырев, это обойдется областному бюджету в 100 млн рублей.
Такая постановка вопроса вызвала негативную реакцию председателя думского комитета по бюджету Николая Уткина. "Я не сторонник применения льгот к членам семей. Ведь они могут быть и предпринимателями, и работниками торговли и сервиса - то есть людьми, достаточно обеспеченными. Тут речь может идти разве что о нетрудоспособных членах семьи или детях. Думаю, что это вообще должны быть не льготы, а адресные субсидии только тем людям, которые реально этого заслуживают". Другим камнем преткновения стала заданная проектом закона "размытость" порога льготы по метражу занимаемой жилой площади, равно как и по типу имеющегося жилья. Причем, как заметил Николай Уткин, в проекте документа не только "просто были спутаны понятия разных типов жилья - муниципального, приватизированного, федерального", но и "не было представлено должного экономического обоснования по вопросу количества людей, которые могут получать льготы по оплате услуг ЖКХ".
В конечном итоге данный законопроект было решено отправить на доработку. Тем более что он "носил лишь концептуальный характер".
Однако этого никак нельзя было сказать о проекте областного закона "О жилище", который проходит "обкатку" на заседаниях рабочих групп и профильных комитетов уже более двух месяцев. Последние доработки - а они происходили во второй половине апреля - происходили уже после получения предварительного заключения губернатора Самарской области и консолидированных замечаний от органов местного самоуправления. Как известно, самым "больным" местом нового законопроекта являлось определение критериев, по которым тот или иной гражданин мог быть признан малоимущим и нуждающимся в предоставлении социального жилья. Все это должна была регулировать ст. 4. Порядок же предоставления малоимущим гражданам муниципального жилья по договорам социального найма определяется ст. 2. В принципе, 11 мая на заседании комитета по промышленности, ТЭК, транспорту и связи Самарской губернской Думы депутаты подводили черту под "несколько затянувшейся" (по мнению некоторых) процедурой доработки законопроекта - причем именно в указанных частях. Во время этого процесса было окончательно решено, что порог "малоимущности" в виде среднедушевого дохода семьи или отдельно проживающего гражданина определяется каждым из органов местного самоуправления суммой, кратной величине прожиточного минимума в Самарской области, а также стоимостью имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
По поводу последнего ст. 5 говорит, что учету подлежат инвентаризационная стоимость принадлежащей членам семьи малоимущего и ему самому недвижимого имущества, нормативная или кадастровая стоимость земли, принадлежащей малоимущему и (или) членам его семьи, а также стоимость подлежащих транспортному налогообложению средств передвижения. Сюда же относится стоимость паенакоплений в жилищных, жилищно-строительных и жилищно-накопительных, гаражно-строительных, дачных и иных кооперативах. По данным показателям граждане признаются малоимущими и претендующими на получение социального жилья в том случае, если общая стоимость указанного имущества окажется меньше стоимости муниципального жилья, на которое претендует малоимущий и члены его семьи. Единственное, что осталось неясным и для депутатов, и, как выяснилось, для разработчиков самого законопроекта, - как в реальности рассчитывать стоимость квадратного метра муниципального жилья, которое должно предоставляться по договорам социального найма. Другой "подвисший" вопрос: кто конкретно должен признавать граждан малоимущими, нуждающимися в предоставлении жилья по социальному найму? Ответ на этот вопрос не нашел отражения в проекте закона. Тем более не определено это и в Жилищном кодексе РФ. Прозвучало предложение (его, в частности, озвучил начальник отдела по учету и распределению жилой площади администрации города Самары Анатолий Поликарпов) создать некие "жилищные комиссии", которые и будут признавать граждан малоимущими и ставить их на учет.
Однако наибольшее количество замечаний к проекту новой версии областного закона "О жилище" поступило - как это ни парадоксально - от правового управления Самарской губернской Думы. Его руководитель Дмитрий Славецкий отметил, что даже замечания губернатора Самарской области не свободны от внутренних противоречий и правовых коллизий. Так, законопроект предполагает определять “малоимущность” граждан по соотношению к прожиточному минимуму (на сей счет в проекте закона существуют реальные формулы), однако при этом никак не учитывается соотношение доходов гражданина и его расходов по обеспечению себя самого. И вообще, определение “малоимущности” граждан по величине, кратной прожиточному минимуму, содержит внутренние противоречия, так как при определении такого минимума используется и показатель платы за жилье. По словам Дмитрия Славецкого, без учета многих ушедших от разработчиков факторов категория людей, подпадающих под понятие "малоимущие", в реальности окажется меньше, чем это есть на самом деле. Тем более что прожиточный минимум никак не может служить основой реализации конституционного права граждан на жилье. Точку поставил на заседании комитета по промышленности, ТЭК, транспорту и связи его председатель Александр Колычев. "Мы и так очень много работали над этим документом, - отметил он. - Есть необходимость с учетом требований областной прокуратуры о недопустимости дальнейшего оттягивания заслушивания законопроекта в первом чтении вынести его на ближайшее пленарное заседание. Далее - опубликовать его в печати, и в период перед вторым и третьим чтением доработать окончательно". С чем все депутаты согласились.
"Под занавес" на заседании этого же думского комитета рассматривался вопрос о передаче ряда объектов, находящихся в собственности Самарской области, в собственность города Самары. Данная инициатива исходила от губернатора Самарской области Константина Титова и касалась занимаемых государственным образовательным учреждением начального профессионального образования “Учебно-производственный центр (ГОУ НПО УПЦ) "Акварель" объектов недвижимости. Точнее, одного объекта - общежития, находящегося в Самаре на ул. Гастелло, 47. В пояснительной записке департамента имущественных отношений Самарской области сказано, что "с 2001 года учащиеся ГОУ НПО УПЦ "Акварель" в общежитии не проживают... Содержание общежития для ГОУ НПО УПЦ "Акварель" обходится в месяц приблизительно в 94 тыс. рублей... Проживающие в общежитии вносят плату несвоевременно, задержка составляет 3-4 месяца". Следовательно, "с целью освобождения государственного учреждения начального профессионального образования “Учебно-производственный центр "Акварель" от несвойственных ему функций, связанных с содержанием жилого фонда, необходимо передать названное общежитие в муниципальную собственность города Самары". При этом глава города Георгий Лиманский еще 4 мая подписал Постановление № 1192, в котором принятие на баланс муниципалитета данного объекта утверждено де-юре. При таком полном согласии администрации Самары и правительства области обсуждение данного вопроса стало простой формальностью, вынесение положительного вердикта не заняло много времени.
Николай Уткин, председатель комитета по бюджету, налоговой и финансовой политике Самарской губернской Думы:
- В комментариях к проекту закона указано, что цена вопроса льготирования может составить 100 млн рублей при количестве получающих льготы 76 тыс. человек. Но вот ведь в чем дело: предлагается освободить от платы за "коммуналку" не только, допустим, учителей или врачей, но и членов их семей. Но не все же они подходят под определенные проектом закона категории! Что касается моей позиции, то я вообще не сторонник предоставления льгот - тем более членам семей. Плюс сейчас существует позиция, что не надо дифференцировать получателей льгот по занимаемой ими жилплощади. Но тогда что получается? Льготы будут получать сельские семьи, живущие и в домишке площадью 30-40 кв. м, и в коттедже площадью 300 кв. м. Вообще, конкретно можно будет говорить только после дальнейшей проработки законопроекта, который сегодня был представлен лишь концептуально.
Игорь Никольский