Как малому бизнесу "войти" в торговый центр
Интернет и профильные базы по недвижимости пестрят объявлениями о сдаче в аренду площадей в торговых центрах. Причем помимо огромных блоков по 200-500 кв. м, интересных только крупным сетевым операторам, в аренду предлагаются и вполне подходящие для малого и среднего бизнеса площади - от 15 до 50 кв. м. Однако на практике попасть в такие центры частным торговцам оказывается не так уж просто. Не секрет, что собственники торговых центров не слишком жалуют несетевых арендаторов, предпочитая им крупные компании с раскрученным брендом. Именно поэтому "вход" в торговые центры для малых предпринимателей оказывается возможен либо по франчайзинговой модели, либо по намного более высоким ставкам, чем для крупных ритейлеров. Впрочем, из любого правила есть исключения.
На самом деле, в России нет ни одного торгового центра, на 100% заполненного сетевыми арендаторами. В каких-то ТЦ "сетевики" доминируют, а в других оказываются в меньшинстве, но малый бизнес есть практически везде. Даже в "Золотом Вавилоне", "Европейском" и "Атриуме". Это, конечно, не означает, что во "Временах года" при определенных обстоятельствах можно открыть точку по торговле ширпотребом с рынка "Садовод". Но все же стать соседями крупных сетевых брендов вполне возможно.
Самым лучшим способом стать желанным для собственника торгового центра арендатором для малого предпринимателя может оказаться предложение таких товаров или услуг, которые пользуются спросом, но которыми не занимаются сетевые операторы. Дело в том, что при всем изобилии товаров и услуг ассортимент сетевых магазинов очень стандартный и повторяется от одного ТЦ к другому, но конкуренция за каждого клиента сейчас растет, поэтому владельцам торговых площадей очень хочется выделить свой объект из общей массы, в чем и могут помочь малые предприятия. Например, несколько лет назад очень популярной стала услуга по заплетанию женских кос - и "островки" соответствующей направленности без труда нашли пристанище даже в самых топовых торговых центрах. И таких ниш можно найти очень много, если оглянуться по сторонам.
Если же у предпринимателя не появилось никаких оригинальных идей, то можно попробовать поиграть с ассортиментом и начать торговать теми марками, которые не представлены или очень слабо представлены в России. Это могут быть малоизвестные бренды частных дизайнеров, популярные в других странах мира, но почти неизвестные у нас, одежда и обувь какой-то узкой направленности (спортивной, домашней и т. д.). Главное при этом - не смешать в своем магазине турецкий и китайский ширпотреб и продать это сперва владельцам ТЦ, а потом и клиентам как новаторскую идею. Также можно попытаться торговать национальными одеждами разных народов мира или каких-то конкретных... В общем, найти свою нишу можно и здесь.
Также малому бизнесу есть смысл обратить внимание на небольшие районные торговые центры площадью 5-25 тыс. кв. м, которые по корпоративным стандартам не подходят многим сетевым операторам, но зачастую более интересны и привлекательны с точки зрения проходимости, чем гигантские мегамоллы, в которых маленькому и неизвестному оператору очень просто затеряться среди обилия известных марок. Например, моя компания сейчас занимается сдачей в аренду сразу нескольких торговых центров в Москве, где баланс сетевых и частных операторов ожидается примерно 50 на 50, и в них еще есть свободные места по приемлемым ценам.
Главное - не увлекаться совсем уж "мертвыми" вариантами и внимательно смотреть на якорных арендаторов того или иного комплекса. Если объект представляет собой попросту крытый рынок без продуктового "якоря" и с непонятным набором арендаторов, то лучше не идти на поводу у собственной жадности: да, ставки аренды в таких объектах выглядят низкими, но по факту такие объекты уже ушли в прошлое, и окупить вложения в таких ТЦ будет крайне непросто. Увы, в нашей практике были случаи, когда клиенты отказывались от чуть более дорогого, но привлекательного ТЦ в пользу крытого рынка или совершенно неконцептуального торгцентра, вопреки нашим советам, а потом оказывались в огромном минусе. Все-таки прежде всего торговый центр должен чем-то привлекать людей (хорошим продуктовым магазином, развлекательной зоной, наличием кафе и ресторанов, а лучше всем и сразу) - только в этом случае они будут совершать покупки во всех магазинах комплекса, в том числе и у небольших арендаторов, предлагающих отличный от других товар.
Антон Белых