Массовая распродажа – девелоперы избавляются от проектов.
За последние несколько недель многие крупные девелоперы выставили свои объекты на продажу. Стоимость объектов ниже, чем до кризиса в среднем на 20 %, говорят эксперты. Сейчас самое время покупать, считают они. Однако надежнее всего вкладывать деньги в объекты с удачным местоположением, в частности, в Москве - в пределах Садового кольца.
"В случае существования финансового ресурса объекты нужно покупать. Но объекты, которые находятся на prime location. Эти объекты очень сильно защищены с точки зрения будущих инвестиций. Причём это общее правило в кризисной ситуации для всех стран. Это та недвижимость, которая не упала в цене и обладает высоким потенциалом роста в будущем", - считает Константин Ковалев, управляющий партнер Blackwood.
На фоне кризиса ликвидности в Москве появилась торговая интернет-система ОРСИ ("Открытый рынок строительных инвестиций"). Система была создана для того, чтобы вывести долговые обязательства компаний, работающих в сфере недвижимости, на открытый рынок. Например, этой системой уже воспользовались кредиторы группы ПИК, "Дон-строя". С момента начала работы площадки в ОРСИ было привлечено на продажу 94 предложения на общую сумму $20 млн, выставлено на продажу 40 лотов на сумму $138 млн. Как видно на данный момент предложение существенно превышает спрос.
"Та ситуация, которая сложилась на фондовом рынке и вообще на рынке кредитования, нас подстегнула к тому, что мы вышли с этим предложением к массам и показали свой инструмент, который на данный момент может быть полезен рынку. В условиях кризиса нам стало легче показать, что проблема действительно существует, потому что до этого момента строительные компании утверждали, что у них все хорошо", - комментирует ситуацию Инна Липушкина, руководитель аналитического департамента ОРСИ.
К торгам в системе ОРСИ принимаются все виды долговых обязательств, которые используются на рынке строительных инвестиций. Как утверждают представители компании, идея организации такой системы появилась еще два года назад. Для выхода на российский рынок нынешний кризис пришелся для них как нельзя кстати.