"СКМ Холдинг" ринулась в гостиничный бизнес
"СКМ девелопмент", подраздедение "СКМ Холдинга", начнет в следующем году развивать гостиничное направление. Компания выходит на рынок поздно, убеждены эксперты: гостиничный бизнес начинает терять привлекательность в глазах инвесторов, так как сроки его окупаемости уже достигают 12-15 лет.
Владельцы "СКМ-Холдинга" создали "СКМ Девелопмент" в 2006г. для развития региональной сети специализированных торговых центров "Инхаус" (уже идет строительство в Н.Новгороде, Н.Челнах и Ижевске, в дальнейшей перспективе есть и Екатеринбург). В качестве якорного арендатора центров "Инхаус" выступает DIY-ритейлер "СтройАрсенал" (его вместе с сетью супермаркетов "СуперСтрой" развивает другое подразделение СКМ Холдинга - Трест СКМ). Новое направление девелопер будет вести одновременно. На официальном сайте компании "СКМ Девелопмент", сообщается, что сеть трехзвездочных отелей бизнес-класса построят в большинстве крупных городов России (в Перми, Н. Новгороде, Уфе, Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени, Казане, Новосибирске, Самаре, Саратове, Волгограде, Красноярске, Омске и Иркутске). Гостиницы в 5-8 этажей будут включать 120-150 номеров, конференс-холл, ресторан и бар. "СКМ Девелопмент" уже начал поиск земельных участков площадью 0,3-0,5 га. Одним из первых городов, в котром начнут строительство, может стать Казань. Там у девелопера уже есть площадка в собственности размером 0,3 га. На ней в 2009г. начнут возводить семиэтажную гостиницу на 174 двухместных номера.
Для осуществления своего масштабного замысла "СКМ Девелопмент", скорее всего, будет использовать не только собственные финансы, но и привлекать стратегических партнеров. Компания активно сотрудничает с западными инвесторами, в частности, в декабре 2007 R00;г. "Трест СКМ" продал 24.3% акций за $32.2 млн инвестиционному холдингу Aurora Russia Limited. После завершения строительства отелей, возможно, их отдадут в управление гостиничным операторам.
Руководство с "СКМ Девелопмент" отказалось официально комментировать причины выбора нового направления и подробности его развития. В компании лишь отметили, что сегмент трехзвездочных гостиниц сейчас недостаточно заполнен и весьма востребован, поэтому владельцы сочли возможным зарабатывать и на нем (в "СКМ Холдинг" входят различные направления бизнеса, в том числе продовольственная сеть "Звездный" и "Сталепромышленная компания").
Однако, по мнению экспертов гостиничного рынка, если выбранный сегмент и оправдан, то не в Екатеринбурге. Как пояснила ЕЛЕНА ВАЖЕНИНА, директор отеля "Московская горка", заполняемость екатеринбургских гостиниц находится на приемлемом уровне 60% (европейская норма - 45-55%), но уже в следующем году предложение начнет существенно опережать спрос. "Гостевой поток города увеличивается на 3-7% в год, а номерной фонд может прирасти и на 30%", уверена г-жа Важенина. В других городах России насыщение произойдет позже. Но в любом случае инвестиции в гостиничный бизнес - это достаточно "длинные" деньги, поскольку окупаемость бизнеса увеличилась за последнее время с 7 до 15 лет, поясняют эксперты рынка. Впрочем, некоторые игроки, указывают на то, что эти сроки вполне приемлемы: вложения в бизнес- и торговые центры еще рискованее с точки зрения рыночной коньюнктуры, а отбиваются средства ненамного быстрее.
Впрочем, как сообщил "ДК" источник, пожелавший остаться неназванным, поскольку развитие сети "Инхаус" идет медленнее, чем планировалиь, начало реализации гостиничного проекта могут отложить на неопределенный срок: мировой финансовый кризис, скорректировал инвестиционные планы многих компаний.