Гостиничный бизнес: проблемы Москвы и регионов
На заседании Комиссии Мосгордумы по экономической политике и предпринимательству, депутат Мосгордумы и зампред Комиссии Игорь Протопопов, сообщил, что на сегодняшний день в столице введено только 11,5 тыс. мест, а это всего 11% от предусмотренного Генпланом гостиничного фонда. "Получается, что в 2009 и 2010 годах мы должны вводить по 45-50% запланированного фонда, – сообщил он. – Совершенно очевидно, что этого сделать не удастся".
По подсчетам "Делойт", Москва занимает второе после Парижа место в Европе по доходности гостиничного номера (revPAR) – 166. И ежегодные темпы роста revPAR в Москве сохраняются на уровне 25% против 3-4% в Европе.
Одним из серьезных вопросов является финансирование проектов гостиничных комплексов. По словам Игоря Протопопова, окупаемость гостиниц в России составляет 5-7 лет, даже для западного инвестора это приличный срок, а для нашего – это очень долго. Постройка и продажа жилого дома или торгового комплекса за год-два, - один из ориентиров окупаемости строительных проектов.
Эти факторы во многом определяют ситуацию с гостиничным сектором в стране. В городах-миллионниках, куда охотно идут крупные западные сетевые операторы, строится по 1-2 отеля 4-5 звезд (редко – 3 звезды). При этом высокозвездные отели направлены в основном на бизнес-сегмент, и меньше страдают от сезонных спадов, характерных для сегмента туризма. В тоже время, остается велик спрос на гостиницы со стоимостью номеров до 100 долларов.
Для гостиничных проектов характерны более длительные сроки строительства, так как они не являются типовыми. "На строительство отеля уходит в среднем от 3 до 5 лет, - отмечает Генеральный директор "МТ Девелопмент" Александр Тимофеев. - Все зависит от региона, в Москве – это в среднем 4-5 лет. Гостиницы 3 и 4 звезды строятся быстрее, но полтора года уходит только на проектирование. Важно и с каким оператором ты заходишь в проект – самостоятельно, с западным или российским".
Ряд экспертов считает, что часть потенциальной активности российских инвесторов в гостиничный бизнес оттянул на себя Сочи, который по объемам строительства гостиниц и заявленных гостиничных проектов занимает твердое 3-е место после Москвы и Санкт-Петербурга. В регионе началось активное строительство гостиничных и развлекательных объектов, гольф-клубов и т.д. В полной мере оценить насколько продуманы проекты, их комплексность и т.д. можно будет только года через два.
А вот казавшийся перспективным некоторым экспертам еще полтора года назад проект игорных зон, оказался малопривлекательным для серьезных инвесторов. Все 4 зоны пока существуют в планах.
Действительно, подобные зоны могли бы принести новые интересные решения, однако удаленность выделенных зон от городов и транспортных артерий делает бесперспективными такие ожидания. Подавляющее число экспертов бизнес-сообщества сразу отметило нереальность проекта. Окупаемость растянется на десятилетия, а следовательно, решения будут простыми и малозатратными.
Пример таких решений уже был продемонстрирован на презентации зоны "Азов-сити" на границе Краснодарского края и Ростовской области. Предложенные для игровых залов надувные эллинги не совсем соответствуют слову "сити" в названии проекта. О гостиничной составляющей проекта речи пока не идет, в зоне нет никакой инфраструктуры. Так же как и о проблеме квалифицированных гостиничных кадров, дефицит которых испытывает даже Москва.
В Краснодарском крае конкурс на земельные участки завершается 11 июля, но уже сейчас установлены штрафы за срыв сроков строительства. За оставшийся год, кроме надувных эллингов, в степной пустоши построить не удастся. А спешка во избежание обещанных штрафов не прибавит безопасности для посетителей обещанных гостиниц и аквапарков.
Так что "российского Лас-Вегаса" в обозримом будущем ждать не стоит, поскольку невозможно отменить три главных закона девелоперов и инвесторов в сфере гостинично-развлекательного бизнеса: location, location и еще раз location.