АН "Визит" осваивает новый бизнес
Агентство недвижимости "Визит", до сих пор работавшее только в риелторском бизнесе, решило расширить профиль своей деятельности. Одним из проектов компании станет создание торгового центра в партнерстве с его будущим якорным арендатором.
Участники рынка говорят, что переход компании в инвестиционно-строительную сферу потребует серьезных вложений.
Агентство недвижимости "Визит" было создано в 2001 году и первоначально занималось сделками с жилой недвижимостью. Через 3 года в компании появились подразделения коммерческой недвижимости, магазин готового бизнеса и департамент оценки. По словам директора ООО "Титан-риелт" Светланы Боковой, "Визит" сегодня является одной из крупнейших риелторских компаний Самары. "Место риелторской компании определяется количеством сотрудников и офисов, перечнем предоставляемых услуг, включая коммерческую и загородную недвижимость, оценку. Крупные игроки, такие как "Визит", "Арбат", "Дисса", в общей сложности могут занимать до 50% рынка", – говорит Светлана Бокова.
Как стало известно, агентство "Визит" решило расширить свою деятельность, выйдя в инвестиционно-строительный сектор. В настоящее время компания оформляет разрешительную документацию на строительство объектов в Самаре. Как рассказал генеральный директор ООО "Агентство недвижимости "Визит" Михаил Минаев, "у нас есть несколько площадок, поэтому возник интерес стать заказчиком строительства". Уточнить количество площадок и подробности строительных проектов г-н Минаев отказался, ссылаясь на неопределенность с получением разрешительной документации. Помимо новой застройки, "Визит" также намерен заняться девелопментом. Заместитель директора по маркетингу АН "Визит" Татьяна Федорова пояснила, что в настоящее время компания осваивает в Самаре две площадки. На одной из них – на ул. Мальцева, 7 – расположено четырехэтажное здание, на базе которого планируется создать торговый центр. Между тем на сайте компании эта недвижимость предлагается к продаже по цене 255 млн рублей.
По информации, размещенной на сайте агентства, "технические возможности здания позволяют реконструировать его в торгово-офисный центр". Предполагается, что "Визит" может выступить девелопером данного объекта, где будет проведена реконструкция помещения в торговый центр площадью 17 тысяч кв. м. По словам Татьяны Федоровой, партнером по реконструкции объекта должна стать уральская сеть формата DIY, заявившая о выходе на самарский рынок. Судя по всему, речь идет о тресте СКМ, развивающем магазины под брендами "СтройАрсенал" и "СтройСупер". Первый позиционируется как гипермаркет строительных материалов площадью 6-13 тысяч кв. м. Формат "СтройСупера" – магазины строительных и отделочных материалов площадью 1 тысяча кв.м. В конце прошлого года появилась информация, что СКМ занят поиском подходящей площадки в Самарском регионе.
По мнению руководителя департамента недвижимости риелторско-инвестиционной компании "Камертон" Леонида Дубмана, стоимость реконструкции производственных помещений в торговые может составлять $2-3 тысячи за кв. м. Таким образом, реконструкция здания потребует порядка $34 млн инвестиций. "Реконструкция производственных зданий может быть успешна при грамотной концепции, хотя более целесообразен сегодня снос зданий и строительство новых объектов торговой недвижимости", – говорит г-н Дубман.
Выход риелторских агентств Самары в строительно-инвестиционный сектор сегодня встречается не слишком часто. Параллельно инвестиционной и риелторской деятельностью занимаются несколько игроков: ГК "Дисса", ГК "Усадьба", ГК "Спектр недвижимости". Девелопером объектов коммерческой недвижимости выступает ООО "Мабис". Как прокомментировал председатель совета директоров ГК "Усадьба" Олег Егоров, участие риелторских компаний в строительстве не является распространенной практикой на самарском рынке. "Такие компании, как "Дисса" и "Усадьба", изначально были созданы как инвестиционно-риелторские. Переход риелторов в нишу заказчиков строительства связан с освоением смежной области бизнеса. Затрудняюсь сказать, насколько успешной может быть такая деятельность. Но вряд ли знание риелторского бизнеса может обеспечить какие-либо преимущества при выходе в нишу застройщиков", – говорит Олег Егоров.