Туристов заманят брэндом
Осенью Самарская область должна обрести свой туристический брэнд. Департамент развития туризма Самарской области объявил конкурс на создание регионального "туристического брэнда". Эксперты считают его необходимым, правда, в том случае, если будет создана и современная туристическая индустрия.
Согласно замыслу, брэнд обеспечит узнаваемость Самарской области в России и за рубежом. На конкурс должны быть представлены объекты, имеющие историческую ценность, обладающие туристической привлекательностью и уникальными природно-климатическими условиями или производством продукции, создаваемой по традиционным технологиям. Конкурс призван стать демонстрацией потенциальных возможностей развития туризма в Самарской области. Если эта практика окажется положительной, то конкурс по определению брэнда станет ежегодным, и это, по мнению организаторов, повысит конкурентоспособность участников туристического рынка Самарской области. Конкурс должен также стимулировать инновационную деятельность субъектов туристической индустрии Самарской области и развитие туризма в губернии в целом. Получить более подробные комментарии относительно этого проекта в департаменте развития туризма Самарской области "Времени" не удалось. Между тем у экспертов есть определенные сомнения относительно того, окупятся ли затраты на это дорогостоящее мероприятие и сможет ли Самарская область в дальнейшем получать прибыль за счет создания таких брэндов.
По мнению исполнительного директора Самарской гильдии финансистов Дмитрия Яковенко, "вопрос туристического брэнда Самарской области перспективен и интересен теоретически, но практически предполагает ряд проблем. В частности, огромные капиталовложения". К тому же, по его мнению, в Самарской области нет крупных исторических объектов, таких как, например, в Санкт-Петербурге или в Нижнем Новгороде. Поэтому для Самарской области важно в первую очередь создать серьезную туристическую инфраструктуру, но, считает Яковенко, в Самарской области пока некому это сделать.
Представители туристического бизнеса считают, что создание "брэнда Самарской области" – важный этап для развития внутреннего туризма, и его "можно расценивать только как очень положительный факт", считает, например, директор туристической компании "Фита-Тур" Надежда Салькова. "На данный момент регион не готов к принятию туристов хотя бы потому, что туристическая инфраструктура крайне неразвита", – добавляет Салькова.
"Замечательно, что департамент находит ресурсы для проведения такого конкурса. Сейчас как никогда доступен опыт организации туризма в других странах. В редком европейском городе открываются такие ландшафты, как в Самарской области. Поиск брэнда – только повод к освоению туристического потенциала области", – полагает директор туристического агентства Sterna Мария Покрасс.
"Нашим районам сейчас есть что показать, но очень важно не просто определиться с объектом-брэндом, а усовершенствовать туристическую инфраструктуру. Очень часто бывает стыдно за город с такими дорогами, за маленькое количество гостиниц, за мусор на улицах", – говорит коммерческий директор туристической компании "Профцентр" Елена Мартыненко.
Генеральный директор ООО "Тольятти-тур", заместитель председателя Тольяттинского комитета Российского союза туристической индустрии, действительный член Национальной Академии туризма Наталья Коровина уверена, что без брэнда туризм вообще не может развиваться: "Нам нужен бренд, по которому бы нас узнавали из любой точки земного шара. Сейчас в Тольятти придумали брэнд "Жигулевская снегурочка", которая, в отличие от северной, не тает, планируется построить ее резиденцию". Коровина полагает, что у каждого района должен быть свой брэнд, к примеру, в Сергиевске - форелевое хозяйство, в Исаклинском районе - амазонки, в Алексеевском районе – скачки или кумысная лечебница.
По мнению эксперта, создание брэнда выведет Самарскую область на европейский принцип работы туризма: "Из всей России Самарская область хуже всех себя позиционирует, ее совсем никто не знает. Регион пассивен в этом в том числе потому, что на узнаваемость выделяется очень мало денег".