Комитет ГД по собственности рекомендовал отклонить в первом чтении законопроект о финансовом оздоровлении ЖКХ
Комитет Госдумы по собственности рекомендовал отклонить в первом чтении законопроект, внесенный правительством РФ, "О финансовом оздоровлении организаций ЖКХ РФ и о внесении изменения в статью 8 федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ".
Как отметил на заседании комитета Виктор Плескачевский, непонятно, чем мотивировано выделение организаций ЖКХ в специальную категорию участников гражданского оборота. Он отметил, что данный законопроект противоречит "основным началам гражданского законодательства и не вписывается в существующую систему права".
В комитете также отметили, что в соответствии с законом "О несостоятельности (банкротстве)" финансовое оздоровление является одной из стадий процедуры банкротства и может быть введено по решению первого собрания кредиторов и Арбитражного суда на стадии наблюдения в рамках производства по делу о банкротстве. Вместе с тем в законопроект, предложенный правительством, вводится одноименная процедура, которая в правовом аспекте отличается от существующей в гражданской законодательстве и никак не увязана с институтом банкротства. По мнению членов комитета, принятие данного законопроекта "создать негативный прецедент "размывания" законодательства о банкротстве и ущемления законных прав и интересов кредиторов иных категорий должников".
Предусмотренная в законопроекте процедура реструктуризации задолженности предусматривает предоставление отсрочки по уплате налогов и сборов, обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды на 3 года с последующей рассрочкой ее погашения ежегодно равными долями сроком до 7 лет. Также предусматривается пропорциональное списание сумм пеней и штрафов, начисленных за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды. Плата за отсроченную и рассроченную задолженность по платежам в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов составит 0,5%. Также предусматривается урегулирование иных задолженностей путем подписания соответствующих соглашений с прочими дебиторами и кредиторами.
Проведение этих мероприятий, по мнению авторов законопроекта, позволит организациям ЖКХ изыскать средства для погашения кредиторской задолженности перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами.
Как говорится в пояснительной записке к документу, суммарная кредиторская задолженность предприятий ЖКХ достигла в 2006г. 303 млрд руб., дебиторская задолженность - 305 млрд руб. В целом по России более 60% организаций ЖКХ являются убыточными, а их убытки к 2006г. составили более 74 млрд руб.
Кредиторская задолженность предприятий ЖКХ поставщикам ТЭК составляет 55,7 млрд руб., задолженность по налогам и сборам в бюджет и государственные внебюджетные фонды 88,7 млрд руб., а задолженность прочим поставщикам - около 100 млрд руб.
Дебиторская задолженность предприятий ЖКХ по учреждениям всех уровней бюджетного финансирования составляет 18,8 млрд руб., неплатежи населения - 35,5 млрд руб., задолженность коммерческих потребителей - около 72 млрд руб.