Розничная сеть "Патэрсон" открывает сеть магазинов на АЗС
Розничная сеть "Патэрсон" в мае 2007г. планирует приступить к реализации проекта строительства магазинов на автомобильных заправочных станциях (АЗС). Об этом РБК сообщил управляющий сетью универсамов "Патэрсон" по Москве и Московской области Евгений Троицкий. По его словам, вначале компания планирует открыть 10-20 магазинов на АЗС в одной из областей центрального региона РФ. Если проект окажется удачным, то через 6 месяцев после его начала "Патэрсон" будет развивать сеть магазинов на АЗС и в других регионах.
Как отметил Е.Троицкий, для подобного альянса рассматриваются две сети АЗС - федеральная и региональная. Он добавил, что региональная сеть, рассматриваемая в качестве партнера, - одна из самых крупных на рынке и насчитывает несколько сотен АЗС. Планируемый объем вложений в проект Е.Троицкий назвать затруднился. Он сообщил, что на днях "Патэрсон" открывает третий универсам в Киеве и также "компании интересна Белоруссия".
О планах торговой сети открывать магазины на АЗС стало известно в начале 2006г., когда ритейлер разослал предложения о сотрудничестве шести нефтяным компаниям - ТНК-ВР, "Сибнефти", МТК, "Роснефти", ЛУКОЙЛу и "Татнефти". Из шести компаний интерес высказывали только ЛУКОЙЛ и "Татнефть".
Старт этого проекта станет первым реализованным опытом российских ритейлеров по созданию мини-маркетов на АЗС. Попытки создать сеть магазинов при АЗС были еще в 2002г., когда ЮКОС пытался создать на базе принадлежавшей ему сети "Копейка" сеть магазинов при АЗС. Но проект не был реализован из-за разногласий между менеджерами компаний. Удачный опыт строительства магазинов на АЗС есть только у непрофильного инвестора (девелопера, а не ритейлера) - Шалвы Чигиринского с ВР Connect.
В конце 2006г. в ряде СМИ была опубликована информация, что "Патэрсон" заключил соглашение с "Татнефтью", которая имеет 33 АЗС в Москве и 92 - в Подмосковье. Однако пока эти данные не подтверждены.
Средняя выручка одной сетевой АЗС в Москве оценивается в 2,5-3 млн долл. в год (без учета магазина). По данным Московской топливной ассоциации, магазин при бензоколонке добавляет АЗС 20-30% благодаря высоким торговым наценкам. Таким образом, если "Патэрсону" удастся реализовать проект, то каждая торговая точка на заправке сможет зарабатывать до 1 млн долл.
В Европе продажи потребительских товаров на АЗС приносят автозаправкам более половины прибыли, поэтому магазины при них стали уже привычным явлением. Там большое распространение получило сотрудничество АЗС и ритейлеров, которые не только открывают собственные торговые точки на заправках, но даже обзаводятся собственными АЗС.
В настоящее время в сеть "Патэрсон" входят более 80 магазинов в различных городах России (Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Самара, Казань, Пенза, Сочи, Челябинск и др.) и на Украине (Киев). Оборот компании в 2005г. составил более 300 млн долл. Компания ожидает, что оборот сети возрастет до 1 млрд долл. к 2010г.