Реформе ЖКХ - 10 лет: отзывы экспертов
Реформа жилищно-коммунального хозяйства идет в России уже 10 лет, однако что она собой представляет, жители страны, по сути, не знают. Подавляющее большинство россиян ассоциируют реформу ЖКХ с постоянным повышением тарифов на коммунальные услуги и постепенным переходом на их 100-процентную оплату.
Между тем эта реформа была задумана с целью привлечения очень значительных средств на реконструкцию основных жилищно-коммунальных фондов, изношенность которых составляет свыше 60%. В качестве основных задач реформирования правительством обозначены демонополизация коммунального сектора и привлечение на рынок частных компаний, которые должны будут составить конкуренцию государственным ДЕЗам и ЖЭКам.
Среди других задач - стимулирование владельцев квартир к созданию товариществ собственников жилья (ТСЖ), передача управления зданиями на конкурсной основе управляющим компаниям, совершенствование тарифного регулирования, повышение эффективности расходования средств бюджета, выделяемых на нужды ЖКХ.
Отметим, что предусмотрено три формы управления многоквартирным домом: организация жителей дома в товарищество собственников жилья или жилищный кооператив, передача этих функций одной из частных управляющих организаций, государственными аналогами которых на данном этапе являются ЖЭКи и ДЭЗы, и непосредственное управление собственников помещений. При этом на данный момент ТСЖ и управляющие компании есть только у 5,9% жилого фонда.
Министерство регионального развития активно настаивает на том, что до начала 2007 г. собственники жилья обычного многоквартирного дома должны определиться с формой управления зданием. Если вопрос не будет решен самими жильцами, тогда в течение полугодия местные органы власти должны выбрать для них управляющую компанию.
Для стимулирования инициативы жильцов Минрегионразвития намерено понизить необходимый кворум для образования ТСЖ до уровня ниже 50%. Кроме того, в планах - освобождение от уплаты налога на землю (минимум на три года) и от налога на прибыль с денег, собранных на капремонт. Высказывается также мнение разрешить ТСЖ получать часть доходов от сдачи в аренду нежилых помещений и размещения на домах рекламы. В министерстве готовы списать и долги населения перед предприятиями ЖКХ, которые составляют 70 млрд руб.
В результате к 2010 г. большая часть жилого фонда должна быть приватизирована, а в качестве структур ЖКХ должны остаться только ТСЖ и выбранные на конкурсе управляющие компании.
По мнению заместителя генерального директора строительной компании ОАО "ХК ГВСУ "Центр" Владимира Савчука, в целом по всей стране реформа ЖКХ может вызвать непонимание у людей, как в свое время было в Москве.
"Все-таки многолетняя система ЖЭКов, ДЕЗов хотя и показала свою неэффективность, но имеет моральное значение для многих людей. Поэтому с 1 января 2007 г. все как часы не заработает. Будет еще много сбоев, неприятий, споров и дискуссий", - считает замглавы строительной компании. В случае же, если программа не сможет заработать во всю силу, то для полной замены старых институтов ЖКХ частными инвестиционными компаниями может потребоваться порядка трех лет, отметил он.
По мнению В.Савчука, несмотря на то что на сегодняшний день по законодательству у собственников жилья достаточно прав при определении управляющей компании, сама информация о действующих на рынке компаниях крайне скудна, что, безусловно, ограничивает возможность выбора. Вместе с тем он заметил, что компания ГВСУ "Центр" всегда старается давать наиболее полную, понятную и доступную информацию о своей работе. "Это помогает найти общий язык с собственниками квартир и помещений, что не маловажно в нашей работе", - говорит В.Савчук.