Налог на землю не оправдывает ожиданий власти и собственников
С 1 января 2006 года вступили новые правила определения кадастровой стоимости земли, соответственно, налог на землю теперь начисляется на основе этого показателя. По идее, выиграть от поступления от аренды и налогов по новой схеме должны и муниципальные власти, и эффективные собственники, и инвесторы. Однако не все так гладко: нивелировать спекуляции на рынке земельно-имущественных отношений пока таким путем не удается.
Как рассказал в программе "Диалог" телеканала РБК руководитель Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) Михаил Мишустин, муниципальные образования могут самостоятельно определять налоговые ставки земельного налога в пределах, установленных Налоговым кодексом, а также порядок и сроки его уплаты. В настоящее время максимальные ставки налога на землю составляют для земель под промышленными предприятиями 1,5 процента кадастровой стоимости, а для земель, предназначенных под жилищное строительство и сельское хозяйство, – 0,3 процента.
На данный момент Роснедвижимость завершило оценку кадастровой стоимости земель в РФ. По подсчетам Михаила Мишустина, земля в нашей стране оценивается в 23, 5 триллиона рублей или в 830 миллиардов долларов. Наиболее высокая кадастровая стоимость земель в расчете на 1 кв. м - в Москве и Санкт-Петербурге. Высоко оценены земли в Центральном, Приволжском, Южном и Сибирском округах. По словам М. Мишустина, в единый государственный реестр земель была внесена информация о 38,2 млн. земельных участков, и в ФНС уже переданы сведения о 90,9% из них. Однако не все субъекты федерации смогут рассчитывать земельный налог по новым правилам. Не завершили передачу данных в ФНС Тамбовская, Вологодская, Сахалинская области, Республика Алтай и Эвенкийский автономный округ. Кроме того, как отмечает газета RBC daily, право рассчитывать земельный налог по прошлогодним нормативным оценкам могут получить налогоплательщики Московской области, поскольку Московская область не успела опубликовать в официальной печати распоряжения, утверждающие кадастровую оценку земельных участков. Между тем власти будут требовать от компаний уплаты налога на землю, исходя из нынешней кадастровой оценки.
"Мы ждем поступления по новым расчетам в третьем квартале этого года, – сказал мэр г. Троицка Виктор Сиднев. - Сумма должна быть на порядок выше прошлогодней". Кроме того, мэр Троицка рассчитывает на компенсацию льгот по земельному налогу троицким ФГУ со стороны федерального центра. Эта сумма составляет порядка 100 миллионов рублей.
Переход на новый порядок расчета земельного налога, по мнению Минэкономразвития, должен привести к повышению капитализации российских компаний. Губернатор Новгородской области Михаил Прусак считает, что земельный налог решает две задачи - это стимулирование эффективных собственников и вложений в модернизацию производства, с одновременным соблюдением интересов бюджета. Кроме того, земельный налог позволит вовлечь земли в оборот, а это важный механизм для борьбы со спекулятивными действиями в сфере земельно-имущественных отношений. Таким образом, муниципалитету выгодно развивать рынок, установив стабильные и прозрачные правила оборота, стимулировать расширение класса собственников, обеспечивая справедливое распределение налогового бремени.
Между тем, некоторые эксперты считают, что земельный налог не такой уж стабильный, как его преподносят власти. Органы местного самоуправления практически всех муниципальных образований уже приняли нормативно-правовые акты по установлению ставок этого налога, однако они часто нарушают нормы Налогового кодекса РФ с целью увеличения его собираемости. Новые ставки налога уже вызвали возмущения граждан и представителей малого бизнеса. Например, городская Дума Барнаула наложила на владельцев гаражей и погребов земельный налог в размере 1,5% от кадастровой стоимости земли. Но недавно под напором общественности депутаты снизили налог с 1,5% до 0,8% от кадастровой стоимости земли. В Волгограде с ведением земельного налога в три раза возросла нагрузка для предприятий малого бизнеса, прежде всего, торговли, питания и бытового обслуживания.
Не довольны земельным налогом муниципальные образования, которые в силу объективных причин оказались на землях с низкой кадастровой стоимостью. Они рассматривают это обстоятельство как своеобразный негатив, который не позволяет им в полной мере реализовывать свои полномочия по управлению территорией. Губернатор Калужской Анатолий Артамонов области наоборот уверяет, что дифференциация земельного налога делает такие муниципальные районы более привлекательными для потенциальных инвесторов, которые, как правило, не заинтересованы в том, чтобы платить высокие имущественные налоги. Поэтому в подобных муниципальных районах возникнут лучшие условия для создания новых рабочих мест, увеличения доходов жителей, что в конечном итоге приведет к росту рынка недвижимости. В перспективе муниципальные районы начнут конкурировать между собой за привлечения инвесторов путем установления более низких налоговых ставок и льгот, считает губернатор.
Говоря о перспективах введения налога на недвижимость, который должен заменить ныне уплачиваемые налоги на имущество граждан и организаций, Михаил Мишустин отметил, что произойти это должно не ранее 2009 года. По его мнению, до 2008 г. необходимо сформировать базу данных обо всех объектах налогообложения, разработать единые методики оценки этих объектов, а также составить единый реестр объектов недвижимости.