4,7 млн. кв. м торговых площадей запланировано к вводу до конца 2011 года в России
В России несколько оживился cпрос на площади в торговых центрах. При этом московский рынок пользуется большим спросом, нежели рынки региональных городов, что во многом объясняется высоким уровнем доходов москвичей. Такие выводы содержатся в аналитическом отчете о рынке торговой недвижимости России за третий квартал компании Jones Lang LaSalle.
По результатам опроса ритейлеров, который провели специалисты Jones Lang LaSalle, лишь 50% розничных операторов федерального масштаба готовы развиваться в городах-миллионниках и 30% в городах с населением от 500 тыс. человек, для сравнения в Москве и Санкт-Петербурге этот показатель составляет 75%.
Небольшое снижение доли свободных площадей в ТЦ Москвы в третьем квартале с 8% до 7% было обусловлено увеличившейся активностью со стороны ритейлеров. Крупные международные сети продолжают выходить на российский рынок, открывая магазины, прежде всего, в Москве (Strellson Sportswear, Coast, Oxette и др.). Доля свободных площадей в Санкт-Петербурге, напротив, выросла с 8% до 11% в прошлом квартале в результате закрытия нерентабельных магазинов. Доля свободных площадей в региональных городах достигает в среднем 20%.
Одни ритейлеры сейчас предпочитают переезжать в более успешные торговые центры, другие пересматривают формат в сторону уменьшения размера магазина. Кроме того, во многих торговых центрах исчезают киоски, так как в основном они представлены мелкими арендаторами, которые чаще испытывают трудности, нежели сетевые операторы. Отягчающим фактором для большинства ритейлеров по-прежнему остаются ограниченные возможности финансирования оборотного капитала.
Оборот розничной торговли продолжил снижаться, при более глубокой коррекции в непродуктовой рознице, чем в сегменте продуктов питания (на 6,9% и 2,4% соответственно по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Позитивным моментом стало замедление темпов снижения товарооборота в Москве в третьем квартале, а также положительная динамика индекса потребительской уверенности россиян.
Объем введенных площадей в качественных торговых центрах России в третьем квартале составил 250 тыс. кв. м, из них большая часть (158 тыс. кв. м) была введена в городах-миллиониках. Среди них были открыты такие крупные торговые центры, как ТРЦ "МЕГА" в Омске (арендуемая площадь 90 тыс. кв. м), ТЦ "Вива Лэнд" в Самаре (47,6 тыс. кв. м). В результате, объем площадей в городах-миллионниках увеличился с 195 до 210 кв. м на 1 тыс. жителей. Кроме того, в Краснодаре открылась третья фаза ТЦ "МегаМолл" СБС (62 тыс. кв. м), увеличив объем площадей на 1 тыс. жителей с 350 во втором квартале до 437 кв. м в третьем квартале 2009 года.
Объем строящихся торговых площадей в России по-прежнему значителен - более 4,7 млн. кв. м запланировано к вводу до конца 2011 года. При этом большая часть проектов планируется к открытию в 2010 году. Вместе с тем, нет гарантий, что все торговые центры будут заполнены в ближайшее время и смогут открыться. Наибольшую проблему здесь составляют объекты в небольших городах с населением менее 500 тысяч человек, где покупательная способность относительно низкая, а потребитель еще не привык к цивилизованной форме торговли.