"Эффект горящей лампочки", или почему на рынке обслуживания жилой недвижимости нет конкуренции
Как известно, термин "конкуренция" происходит от латинского "конкурро" - сталкиваться. Закономерным результатом такого столкновения, соперничества должна стать победа наиболее эффективного участника. Именно благодаря конкуренции "невидимая рука" рынка вынуждает каждого участника хозяйственных отношений, стремясь к личной выгоде, производить экономические блага, нужные обществу.
На практике существующее законодательство и сложившиеся правила игры в сегменте управления объектами жилой недвижимости не гарантируют честной конкурентной борьбы. В частности, Жилищный Кодекс РФ (нормативный акт, регулирующий отношения, связанные с жилыми помещениями, их использованием, жилищными правами граждан РФ (введенный в действие 1 марта 2005 года) до внесения последних изменений закреплял положение, согласно которому застройщик, после подписания акта ввода в эксплуатацию жилого дома, имел право самостоятельно производить выбор управляющей компании. Нетрудно догадаться, что выбиралась аффилированная застройщику компания. Эта ситуация сохранилась и сейчас.
Приведу один пример, когда "карманная" управляющая компания крупного застройщика рассчитывала стоимость своих услуг таким образом, что за 100-метровую квартиру в новом жилом комплексе в Крылатском собственник квартиры ежемесячно получал счет на 45 тыс. рублей за техническое обслуживание; только услуги консьержки - обычной девушки-азиатки, каждой квартире обходились в 3,5 тыс. рублей.
Последние изменения в Кодекс разрешают, в том числе, и органам местного управления (муниципалитетам) на основе конкурса выбирать управляющую компанию для жилого объекта, если сами жильцы не смогли определиться. По статистике на момент принятия Жилищного Кодекса, в зависимости от региона, 70-90% жилых домов так и не успели реализовать свое право на выбор управляющей компании и были вынуждены довольствоваться той, что выбрал муниципалитет. Примеров же открытых конкурсов немного, но почти всегда у органов власти находятся свои компании-управленцы.
В таких условиях на рынке жилой недвижимости находятся всего лишь единицы независимых управляющих компаний. Более того, если говорить о развитии конкуренции на этом рынке, то следует понимать, что сама услуга никак не регламентируется, нет никаких критериев оценки добросовестно выполненной работы. Нет даже элементарного закрепленного перечня услуг - в пакет может входить все, что угодно. Не разработаны стандарты обслуживания жилого строения, и чем, в принципе, руководствоваться при обслуживании инженерных систем - непонятно. Сейчас же основной принцип оценки деятельности управляющей компании можно охарактеризовать, как "эффект горящей лампочки": горит лампочка в подъезде - хорошая работа, не горит - плохая.
В советские времена действовал так называемый ППР (план предупредительных работ), принятый еще в 1974 году, который имел широкую трактовку. Это был свод мероприятий и действий по содержанию зданий, включая контроль состояния строительных конструкций, внешнего облика фасадов, работу инженерных сетей и пр. Естественно, что данный План морально устарел, да и уровень технологий давно уже другой. Да, нужно следить за тем, чтобы инженерные системы работали правильно. Но что значит, "правильно", какой набор действий и мер, с какой регулярностью следует осуществлять - вопрос открытый.
А потому частные управляющие компании вынуждены разрабатывать свои внутренние нормативы. Но все они носят локальный характер. Четко сформулированные и прописанные требования, жесткие единые для всех регламенты помогут сделать прозрачными взаимоотношения собственников жилья и УК, сформируют настоящую рыночную конкуренцию и позволят жильцам выбирать. В идеале сформулировать их следует специалистам, а затем лоббировать законодательное закрепление, в рамках создающихся некоммерческих объединений, используя площадки Минрегионразвития, органов, отвечающих за работу и контроль над ЖКХ в субъектах федерации.
А пока государство пытается переложить всю ответственность за содержание дома на плечи потребителя, а самый главный участник событий - конечный потребитель услуг ЖКХ свою потребительскую волю никак не проявляет и соглашается с тем, что ему навязывают.
Когда потребитель в массовом порядке будет выражать свою волю - начнет формироваться цивилизованный рынок. Бесспорно, чем выше социальная активность людей, тем больше примет реального управления в жилом сегменте. В Москве жильцы домов создают ТСЖ, но это скорее от безысходности. ТСЖ - это структура, которая всегда обходится дороже конечному потребителю, чем профессиональное управление. Для элитного сегмента недвижимости вопрос стоимости не столь актуален, но основная масса - это жилье экономкласса, где и возникают проблемы.
Сергей Креков, генеральный директор компании "Clever Estate"
Компания "Clever Estate" была основана в 2007 году. Компания осуществляет свою деятельность в сфере обслуживания объектов недвижимости московского региона. Обслуживание объектов включает в себя услуги управляющей компании и клининговые услуги для жилой и коммерческой недвижимости.