Купи автомат и спи спокойно? Нет, нужен арсенал
С 20 по 22 марта в Москве пройдет 7-я международная выставка автоматизированной торговли VendExpo-Russia 2013. В преддверии выставки организатор, компания EMTG, подготовила обзорный аналитический материал о состоянии вендингового бизнеса в России. Данный материал в первую очередь раскрывает аспекты взаимоотношения вендинга и недвижимости.
Вендинговый бизнес находится в шорт листе наиболее перспективных направлений для развития малого и среднего предпринимательства в России. По оценкам собственника крупной вендинговой компании "Комм Пасс" Егора Спиваковского, общий максимальный потенциал российского рынка составляет 1 млн единиц. На сегодняшний день, по данным Национальной Ассоциации Автоматизированной Торговли (НААТ), в РФ установлено порядка 55-65 тыс. торговых автоматов (точной цифры нет, максимальные оценки доходят до 80 тыс. единиц), принёсших в 2010 году выручку в 270 млн долларов (более свежей цифры найти не удалось).
От столь низкой базы многие отраслевые эксперты прогнозируют быстрый рост общефедеральной торговли через автоматы - к 2020 году до 2 млрд долларов. В самом деле, уж кому-кому, а нам есть куда развиваться. По данным гендиректора "Фирмы ВАЛЕО" Валерия Ракитского, в наиболее автоматизированной Японии, один торговый аппарат приходится на 23 жителя, в США - на 35, в странах Западной Европы - на 110 человек. А в России? Один автомат примерно на 2500 человек! Собственно, даже статистики Росстата или Минэкономразвития нет.
Казалось бы, при таком раскладе в России должен наблюдаться вендинговый бум. Между тем факты пока что говорят об обратном. Существенным минусом отечественной автоматизированной торговли является отсутствие прямого закона с простеньким названием "О вендинге", что нередко порождает неопределенность в отношениях между хозяйствующими субъектами. Но при всем несовершенстве законодательного регулирования вендинговой сферы самый больной вопрос состоит в другом: как установить своих "роботов" в действительно доходных местах. Их число в России искусственно ограничено.
Во многих развитых странах работодатель по закону обязан обеспечить персоналу условия для приема пищи, порой - в зависимости от специфики работы - круглосуточного. Самое простое для таких работодателей воспользоваться услугами вендинговых операторов. В офисах и иных рабочих помещениях, которых бесчисленное множество, автоматы работают с высокой интенсивностью.
В России же автоматы на работе пока редки. Для наших операторов хлебные места там, где очереди: на вокзалах, в аэропортах и налоговых инспекциях, в успешных супермаркетах, в вузах (там, правда, высок и уровень вандализма). Исключительно привлекательны и детские спортивные центры, особенно с секциями хоккея и фигурного катания - напитки, снэки и сладости просто разлетаются. Там автомат стоимостью 150 тыс. руб. может приносить до 50 тыс. руб. чистой прибыли ежемесячно.
"Удачливый" кофейный автомат, по словам гендиректора "Сиба-Вендинг" Андрея Загороднева, может давать в день 6-10 тыс. руб. выручки, снэковый даже больше, при себестоимости проданного продукта примерно 24-30% от этих сумм.
Вендинг в России хорош еще тем, что у него часто появляются новые поля деятельности благодаря принятию многочисленных государственных программ, требующих тех или иных сервисов. Например, при развитии общественного транспорта Москвы, возникла необходимость в быстром налаживании обслуживания растущих пассажиропотоков. В этой связи торговые автоматы практически мгновенно прижились на вокзалах, в аэропортах и автовокзалах, на некоторых остановках общественного транспорта в Москве.
Еще одни нишевый "проект" для вендинга (и опять таки в Москве, являющейся своего рода вендинговым полигоном для всей страны) возник сам собой. Речь о массовом законном и незаконном (до истечения сроков разрешительных документов) закрытии торговых киосков и павильонов. За последние два года закрыто более 2 тыс. таких точек, процесс продолжается. Специальной городской программой вместо них до 2015 года намечено разместить на улицах Москвы и в муниципальных учреждениях до 90 тыс. автоматов.
А еще есть Универсиада 2013 в Казани (11 июльских дней) и в более отдаленной перспективе грандиозный Чемпионат мира по футболу 2018 (11 городов, включая Москву и Санкт-Петербург, с гигантскими спортивными аренами). Хотя это и разовые мероприятия, но многодневные и рассчитаны на массовое скопление публики.
Недавнее вступление в ВТО будет, безусловно, способствовать приходу на формирующийся рынок крупных мировых игроков автоматной торговли. Они потеснят отечественные компании, стимулируя процессы слияния и поглощения. То есть, в конечном итоге вендинговый бизнес укрупнится и, соответственно, начнет привлекать внимание серьезных финансовых учреждений. Правда, переход на новые правила игры растянут во времени, так, чтобы дать время российским компаниям на адаптацию.