Рынок подвесных потолков СНГ занимает третье место в мире по объему продаж
Рынок подвесных потолочных систем России и стран СНГ - один из крупнейших в мире по объемам продаж. Генеральный директор компании "Армстронг Ворлд Индастриз" Сергей Якунин рассказывает в интервью "РБК-Недвижимости" о показателях отрасли, а также раскрывает подробности строительства в Татарстане завода Armstrong.
- Расскажите, пожалуйста, о рынке подвесных потолочных систем в России. Каков сегодня его объем? Какую долю занимает продукция Armstrong?
- В настоящее время отечественный рынок подвесных потолочных систем составляет около 40 млн кв. м и с каждым годом растет. Доля Armstrong - 25-30% рынка, а среди европейских и американских производителей - 50-60%. К сожалению, часть рынка по-прежнему занимает низкокачественная суррогатная азиатская продукция. Правда, ее доля с каждым годом уменьшается. Думаю, это свидетельствует о повышении уровня знаний специалистов о нормах и стандартах, предъявляемых законодательством к подвесным потолочным конструкциям, а также является результатом работы по приведению российских строительных норм в соответствие с международными стандартами.
- У компании большой опыт работы на российском рынке. Почему решение об открытии завода по производству подвесных потолочных плит из минераловолокна было принято совсем недавно - в июне 2012 года?
- Решение об открытии завода зрело несколько лет и было принято, исходя из важного значения и перспектив роста российского рынка подвесных потолочных систем. По объему рынка Россия, а правильнее - СНГ находится на 3-м месте после США и Китая. Рынки некоторых других европейских стран в объемном выражении, то есть в квадратных метрах, меньше СНГ, а в стоимостном выражении больше, поскольку там продаются дорогие потолки. Но это дело времени. В последнее время мы наблюдаем тенденцию роста продаж именно функциональных и дизайнерских потолков Armstrong.
- Исходя из каких конкурентных преимуществ была выбрана СЭЗ "Алабуга"?
- СЭЗ "Алабуга" была выбрана по нескольким причинам. Во-первых, исходя из предоставленных правительством Татарстана экономических условий предприятиям, расположенным в СЭЗ: это особый экономический статус, налоговые и таможенные льготы и другие меры поддержки и преференции. Во-вторых, Татарстан - динамично развивающийся регион, который входит в десятку лидеров по политической стабильности и низкому инвестиционному риску. В-третьих, очень важно, что в Татарстане уже успешно функционирует транспортная, инженерная и социальная инфраструктура, а также сохранилась школа подготовки высококвалифицированных инженерных и рабочих кадров. В настоящее время кадровый вопрос для нас чрезвычайно актуален: мы набираем персонал для строительства завода. Ну и, конечно же, определяющее значение имел географический фактор. Республика Татарстан находится ровно посередине нашего рынка: на востоке - Сибирь и Урал, на западе - Москва. Расположение производства в самом центре страны в значительной степени будет способствовать нашим возможностям эффективно обслуживать и развивать российский рынок.
- Когда будет начато строительство завода? Каковы планируемые объемы инвестиций?
- Проект строительства завода уже запущен. Объем инвестиций - не секрет, 100 млн долларов, или порядка 2,4 млрд рублей. Планируемая дата запуска производства - конец 2014 года. Мощность производства составит 22 млн кв. м готовой продукции в год.
- Где завод планирует закупать сырье для производства продукции?
- Закупка сырья будет осуществляться по возможности на территории России. Это экономически оправданно в связи с высокой материалоемкостью нашей продукции.
- Предприятие будет специализироваться на производстве продукции экономичного класса или более дорогой?
- Завод будет выпускать подвесные потолки из минераловолокна экономичного и среднего классов: это наиболее востребованная продукция как на европейском, так и на российском рынке. Специальной функциональной продукции завод пока производить не будет.
- Открытие производства повлечет за собой создание новых рабочих мест? Какие планы на этот счет?
- Мы планируем создание нескольких сотен рабочих мест, что позволит предприятию внести свой вклад в развитие регионального рынка труда. Все позиции, в том числе и руководящие, будут занимать отечественные специалисты, которые пройдут обучение на заводах за рубежом. В настоящее время наем персонала уже идет.
- Насколько активны сейчас азиатские конкуренты? Представляют ли они реальную угрозу европейским и американским производителям?
- В 2012 году объемы продаж азиатской продукции остались прежними, а вот европейские объемы значительно выросли. Полагаю, что увеличение продаж качественных подвесных потолочных систем связано с повышением уровня знаний профильных специалистов и заказчиков о критериях выбора качественной потолочной продукции и пониманием того, что суррогатный товар представляет опасность для всех тех, кто будет работать, учиться или лечиться в помещениях, где установлены такие потолки. Другой причиной замедления роста продаж суррогатной продукции является то, что для дистрибьюторов торговля суррогатом экономически невыгодна, поскольку при продаже качественного товара объем бизнеса значительно больше, а риски меньше.
- Получается, что сейчас приходится конкурировать в основном с европейскими производителями?
- Да, это так, но мы не боимся конкуренции с западными производителями: чем они активнее, тем лучше. Конкуренция стимулирует наше развитие. Кроме того, мы вместе выступаем за приведение российских строительных стандартов в соответствие с международными и за повышение качества строительства.
- Мы знаем, что Armstrong постоянно поднимает вопросы, связанные с законодательством по пожаробезопасности помещений. Эта работа продолжается? Что вы делаете в этом направлении конкретно?
- На протяжении последних десяти лет мы стараемся участвовать в разработке отраслевого стандарта в части применения подвесных потолочных систем. Считаю важным достижением то, что государство обратило внимание на необходимость приведения отраслевых стандартов в соответствие с международными. Так, Владимир Путин подверг резкой критике строительные нормы и правила, которыми до сих пор пользуются в России, отметив, что «мы это совершенно осознали, подготавливая к строительству олимпийские объекты».
Мы ведем разъяснительную работу на местном уровне о необходимости нововведений в области норм пожаробезопасности. Потолочная продукция должна, к примеру, отвечать не только нормам горючести продукта, как это прописано сейчас в ФЗ № 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", но и нормам огнестойкости конструкции, то есть тому, чтобы вся подвесная потолочная конструкция (подвесная плита и подвесная система) была безопасна при пожаре, ведь от этого зависит жизнь людей.
- Появились ли какие-либо новинки в области подвесных потолочных систем в последнее время?
- Мы вывели на российский рынок стальные потолочные плиты Orcal (Orcal Axal, Orcal Canopy, Orcal с антимикробным покрытием Bioguard), Fastrak и Hook-on, производимые на заводах в Великобритании и Австрии. Благодаря разнообразным функциональным свойствам, надежности, долговечности и визуальной привлекательности эта продукция оказалась востребована: в 2012 году продажи выросли в два раза по сравнению с 2011-м. Установка этих потолков в настоящее время активно ведется на разных объектах. Не так давно подвесные потолочные плиты Orcal были смонтированы в терминале 1А международного аэропорта Казани.
Потолки Armstrong широко используются на олимпийских объектах в Сочи. В ноябре 2012 года потолочные подвесные системы Armstrong были установлены в крытом конькобежном центре «Адлер-Арена».
Растет спрос на дизайнерские потолки. В прошлом году мы создали и активно продвигали "Ателье потолков" - производство и проектирование потолочных плит нестандартных форм, цветов и размеров. Это направление особенно актуально для тех заказчиков, кому нужен индивидуальный продукт.
- Каким был 2012 год для Armstrong с точки зрения продаж?
- 2012 год был удачным для компании: продажи выросли на одну треть, начато строительство завода, в октябре для улучшения сервисного обслуживания клиентов был открыт дистрибутивный склад в логистическом парке «Янино» в Ленинградской области. Благодаря этому Armstrong начала формировать сеть профессиональных долгосрочных партнеров в области потолочного бизнеса, обладающих большим опытом, знаниями, квалифицированными кадрами и т. д., с которыми мы встретим открытие завода.
- Каковы перспективы компании на 2013 год?
- Не все зависит от нас, надеемся на лучшее.