А. Егоров: "Спрос на офисы для малого бизнеса приходится на блоки площадью от 50 кв. м"
У малого бизнеса свои требования к офисам. Они должны быть столь же удобными, как в самых дорогих бизнес-центрах, но при этом доступными по стоимости аренды. Руководитель московского БЦ "Капитал" Алексей Егоров в интервью "РБК-Недвижимости" рассказывает о предпочтениях малого бизнеса при выборе офисного помещения.
- Какой офис на ваш взгляд подходит для нужд малого бизнеса?
- Представители малого и среднего бизнеса - это та категория арендаторов, которая достаточно лояльна и неприхотлива в выборе офисов под свое дело. Основной спрос на офисы для малого бизнеса приходится на блоки площадью от 50 кв. м, именно на них приходится наибольшее количество звонков и запросов. Хотя дополнительным плюсом является возможность предоставления более мелкой нарезки помещений, к примеру в пределах 20-30 кв. м.
Вообще, для себя мы уже давно отметили, что формат офиса для малого бизнеса во многом зависит от сферы деятельности компании и числа сотрудников в ней. Например, одной фирме просто необходимо принимать клиентов на своей территории, следовательно, офис должен быть обязательно в бизнес-центре класса "В" или "В+". Наличие удобных транспортных развязок, шаговая доступность от метро являются существенным преимуществом такого объекта. А другой руководитель с радостью выберет тихий и непосещаемый офис в спальном районе Москвы, т. к. специфика занятия не предполагает стороннего участия в работе компании.
- По какому принципу такие арендаторы выбирают расположение офиса? Нужен ли небольшим компаниям офис в центре города, или какие направления в Москве вы считаете перспективными для таких арендаторов?
- Малый бизнес, прежде всего, заинтересован в аренде помещений в качественных бизнес-центрах с хорошей транспортной доступностью. Безусловно, предпочтение отдается офисным центрам в пределах ТТК. В центр арендаторы не стремятся, т.к. снять небольшой офис площадью до 100 кв. м. в центре столицы - это большая редкость. Более того, острой проблемой является катастрофическая нехватка парковочных мест. В центральных бизнес-центрах крайне мало организованных парковок, а паркинги, строящиеся вместе с офисными зданиями, решают эту проблему только отчасти.
Более того, не следует забывать и о внушительных арендных ставках на помещения в центре. У арендаторов просто не останется возможности поднимать свой бизнес, работать придется исключительно на содержание офисов.
В этой связи востребованными направлениями по спросу на аренду офисов являются юго-западное направление (престижный район, развитая инфраструктура), восточное и юго-восточное направление (близость к центру).
Бизнес-центр "Капитал" - вот пример оптимального расположения объекта для любого клиента: район ТТК, удобные подъезды, как со стороны области, так и из центра. Мы располагаемся в 10 минутах пешком от м. Волгоградский проспект, а утром и вечером от метро у нас курсируют бесплатные маршрутные такси до офисного комплекса.
- Нужна ли таким арендаторам отделка помещений? В своем бизнес-центре вы сдаете помещения с внутренней отделкой?
- По нашим данным, более 90% запросов на аренду офисов в 2010 году приходилось на помещения с выполненной отделкой. В 2011 году такая тенденция сохраняется. Многим клиентам интересен вариант готового офиса, что дает возможность быстро въехать, сразу приступить к работе, а главное - избежать затрат на отделку.
В бизнес-центре "Капитал" все помещения сдаются с отделкой и не нуждаются в ремонте или дополнительной перепланировке. Конечно, есть и небольшая доля желающих приобрести помещение без отделки, чтобы, скажем, сделать собственный дизайн интерьера. Даже в этом случае мы готовы произвести перепланировку выбранного помещения в соответствии с потребностями клиента или предоставить арендные каникулы для проведения таких работ силами самого арендатора.
- На каких условиях владельцы малого бизнеса готовы арендовать офисы?
- Ключевыми требованиями по аренде офисов у представителей малого бизнеса являются удобное расположение бизнес-центра (желательно в непосредственной близости от метро), готовность помещений к немедленному въезду, возможность быстрого подключения телекоммуникационных услуг и отсутствие дополнительных расходов. Кстати, очень часто эта категория клиентов предпочитает, чтобы в арендную ставку уже были включены эксплуатационные расходы, такие как уборка офиса и охрана.
Документальное оформление аренды помещений, как правило, не занимает много времени. Клиенты предпочитают заключать стандартный краткосрочный договор аренды (11 месяцев) с последующей пролонгацией.
И всегда следует помнить: арендаторам важно знать, что после подписания договора работа с клиентом не закончится, а только продолжится. Тесное сотрудничество, оперативное реагирование на возникающие технические и организационные вопросы являются прямым доказательством грамотного подхода руководства бизнес-центра к клиенту, независимо от количества квадратных метров, сданных ему в аренду.
- Сколько стоит аренда помещений в вашем бизнес-центре?
- Сегодня средние базовые арендные ставки в бизнес-центре "Капитал" составляют 8000 руб. за 1 кв. м в год, включая НДС. Мы прекрасно понимаем, что стоимость аренды офиса зачастую является основополагающим критерием при выборе того или иного помещения. Поэтому можем с полной уверенностью сказать, что наши ставки (если учесть, что бизнес-центр "Капитал" относится к классу "В+") более чем конкурентные среди прочих объектов на рынке офисной недвижимости.
- Какие дополнительные услуги вы можете предложить своим арендаторам?
- Дополнительный плюсом любого бизнес-центра является тот уровень возможностей и услуг, который руководство в состоянии предложить своим клиентам. В офисном комплексе "Капитал" созданы все необходимые условия для комфортного нахождения клиентов как в рабочее, так и в послерабочее время.
На территории нашего бизнес-центра предусмотрено достаточное количество парковочных мест по вполне разумным ценам, что в условиях повышения штрафов за неправильную парковку и возможной принудительной эвакуации транспортного средства снимает проблемы, связанные с переживанием за оставленный на улице автомобиль.
Для деловых мероприятий наши арендаторы могут воспользоваться специально оборудованным конференц-залом и переговорными комнатами. Наличие отделений крупных банков, юридических и страховых агентств позволит решить значительное количество рабочих вопросов в рамках одной территории.
В офисном центре "Капитал" можно недорого пообедать в корпоративной столовой, для деловых встреч и переговоров подойдет уютное кафе и ресторан европейской кухни с соответствующим уровнем сервиса.
Список объектов нашей инфраструктуры удачно дополняют спортивный клуб (настольный теннис, бильярд), салон-парикмахерская, солярий, туристические агентства, магазины первой необходимости (продукты, пресса, канцтовары, одежда), автосервис, стоматология, сауна и многое другое.
Мы стремимся быть максимально удобными для клиентов, именно поэтому достойный набор дополнительных услуг на территории бизнес-центра сможет приятно удивить даже самых требовательных арендаторов.