А. Поляков: "Зеленая" архитектура не тождественна всему экологическому строительству"
аАлексей Поляков - соучредитель и председатель правления Российского совета по экологическому строительству (RuGBC); имеет сертификат оценщика BREEAM и ряд публикаций в профильных СМИ по теме green building; является генеральным директором "Просперити проджект менеджмент" (архитектура, управление проектами, девелопмент). Компания разработала концепции многофункционального комплекса "Красногорье-Сити" и комплекса трамплинов в Нижнем Новгороде, а сейчас реализует проект среднеэтажной застройки экономкласса в Московской области.
- Какое место в общественной дискуссии о роли экологических стандартов в строительстве занимает совет, который вы представляете?
- Российский совет по экологическому строительству - RuGBC - в конце октября отметил первый год со дня своей официальной регистрации в качестве некоммерческого партнерства. А практическая деятельность инициативной группы началась в конце 2008 года. Сейчас в рядах совета - более 120 корпоративных членов. Мы являемся активными участниками продвижения зеленых стандартов в России, причем в разных проявлениях. RuGBC является единой платформой, которая объединяет три ведущих международных экологических стандарта (BREEAM, LEED, DGNB) и разработчиков национального стандарта. По всем трем мировым стандартам нами были проведены в Москве курсы по подготовке сертифицированных специалистов. Их результатом стало появление новых лицензированных российских экспертов. В сентября был подписан меморандум с участием ГК "Олимпстрой", Центра экологической сертификации и RuGBC при поддержке оргкомитета Сочи-2014 о совместной разработке национального зеленого стандарта. В партнерстве с ведущими игроками рынка мы совместно организуем отдельные мероприятия или секции в рамках крупных форумов - таких за прошлый год было более двадцати. На этих форумах действительно идет дискуссия о том, что такое экологическое строительство (green building) и зеленые стандарты, в чем преимущества экозданий, как воспринимают эти инновационные идеи основные игроки рынка, какие сложности в развитии этого тренда в России. Есть у совета и собственный формат - "зеленые" бизнес-завтраки, которые посвящены различным темам экологического строительства и проводятся два раза в месяц для членов и гостей совета. Фактически, являясь представителем Всемирного совета по экологическому строительству (World GBC) и партнером организаций-разработчиков зеленых стандартов, RuGBC объединяет мировой и российский опыт экологического строительства и устойчивого развития.
- Как вы охарактеризуете отношение российских участников рынка недвижимости (властей, девелоперов, брокеров по коммерческой недвижимости) к строительству офисных зданий с «зеленой пробой»?
- Действительно, в самом начале «зеленая» дискуссия касалась больше коммерческой недвижимости. Сейчас эта тенденция все больше охватывает и малоэтажное жилое строительство, именно в аспекте ресурсосбережения. Первый посыл был сделан именно сверху, от властей - это закон об энергоэффективности, позиция министерств по "озеленению" Олимпиады в Сочи, поручения президента в июне 2010 года по итогам заседания президиума Госсовета в сфере охраны окружающей среды, которые должны дать первые всходы к концу года. Девелоперы в основной массе пока настороженно относятся к этой тенденции, интересуясь, сколько стоят "зеленые" нововведения, какая от них им будет польза, кто будет согласовывать все эти новшества в экспертизе и практически применять при строительстве. Появляется явно выраженный спрос на генеральных подрядчиков и поставщиков экологических материалов, которые могут внести весомый вклад в копилку «зеленых» баллов проектов, сертифицируемых по международным стандартам. Судя по профессиональному составу совета, в авангарде социальной экологической ответственности идут иностранные девелоперы (Hines, Raven Russia, IKEA) часть российских (Country Format, Clearlink) и многие консультанты (Ernst & Young, JLL, Colliers). Роль консультантов - аргументировать девелоперам спрос на "зеленые" здания со стороны международных инвесторов (особенно - пенсионных фондов) и арендаторов, имеющих корпоративную экологическую ответственность.
- Недавно "РБК-Недвижимость" (см. ссылку на материал "Зеленая" проба" внизу страницы) писала о трех офисных зданиях в Москве, которые построены с применением технологий гринбилдинга. О каких новых проектах вам известно?
- Да, это были три офисных здания в Москве, одно из которых уже прошло сертификацию по стандарту BREEAM, а два подали заявку на регистрацию. Сейчас к ним добавились аутлет-центр «Белая дача» и десять олимпийских объектов в Сочи, которые должны быть сертифицированы по специально разработанному для учета специфики России и спортивных сооружений стандарту BREEAM Bespoke.
Не отстает и стандарт LEED. Шесть проектов с преобладанием промышленных зданий вне Москвы зарегистрированы для получения сертификации. Первым в России зданием, официально получившим сертификат LEED Gold в России, в октябре 2010 года стал завод международного подшипникового холдинга SKF в промышленной зоне Боровлево-2 в Твери. Главные зеленые характеристики этого здания: процесс охлаждения и кондиционирования выполняет эффективное оборудование (чиллеры), а отводимое тепло используется для отопления в зимний период, централизованная система производства имеет оптимальную энергоэффективность и возможность детального анализа энергопотребления. Естественное освещение обеспечено для 90% всех площадей в светлое время суток. Энергопотребление здания на 40% меньше, чем у аналогичных зданий и первоначальных проектных показателей. Для создания энергоэффективной и оптимальной рабочей среды обеспечивается вентиляция по потребности в основных зонах с мониторингом уровня СО2. Инновационный процесс вакуумной дистилляции позволяет 100%-ное повторное использование воды при фосфатировании. Для полива газона используется только дождевая вода, собранная с крыши (питьевая вода не расходуется). Наружное освещение использует минимальную энергию и не выделяет лишний свет. Для сбора и переработки мусора и отходов выделено специальное место.
Недавно официальную сертификацию по BREEAM прошел московский бизнес-центр Ducat Place III (см. ссылку на материал "В Москве появился первый сертифицированный "зеленый" бизнес-центр" внизу страницы).
Еще более десяти проектов готовятся пройти международную сертификацию по зеленым стандартам в ближайшее время. Это вновь возвращает нас к вопросу о восприятии девелоперов. Они все больше убеждаются: ведь если "зеленые" звезды зажигают - значит, это кому-нибудь нужно? Значит, кто-то хочет, чтобы они были?
- Является ли суровый климат России причиной не строить «энергонезависимые» здания? Если нет, приведите примеры, например из Финляндии.
- В Финляндии семь зданий, сертифицированных по LEED, в Швеции - три, и одно в Норвегии (пять из скандинавских зданий относятся к офисам банка Nordea). Помимо соседних скандинавских стран, явное лидерство в экологическом строительстве приходится на родственную нам по климату Канаду - получается, что климат влияет на энергопотребление зданий, но это не является самым важным ограничением. В Канаде 88 зданий сертифицированы по системе LEED, четыре из них имеют самый высокий уровень стандарта - Platinum. Около 10 сертифицированных зданий стали частью олимпийского наследия зимних игр-2010 в Ванкувере. Среди них и спортивные объекты, и здания обеих олимпийских деревень.
Помимо сегодняшнего западного hi-tech, можно вспомнить и наш low-tech. Примеры из прошлого: изба, юрта, чум не имели значительных затрат на отопление и кондиционирование и были энергоэфективными. Самые известные образцы простых природных экотехнологий - это сени (рекуператор) и погреб (натуральное охлаждение) в избе; ставни на окнах; солома, торф и шерсть - как утеплители.
- Кто из архитекторов или архитектурных бюро в России активно занимается этой темой?
- Следует сказать, что «зеленая» архитектура не тождественна всему экологическому строительству, хотя и является его составной частью. "Зеленые" здания - это рациональное использование ограниченных ресурсов (земли, энергии, тепла-холода, строительных материалов); здоровье и благополучие людей, находящихся в этих зданиях и минимизация негативного воздействия на окружающую среду. Помимо архитекторов в экологическое строительство вовлечены инвесторы, девелоперы, подрядчики, проектировщики, поставщики технологий и материалов, арендаторы. Многие пытаются по архитектурному облику и явным видимым признакам (альтернативная энергетика, озеленение) судить об экологичности здания. Но много "зеленого" спрятано внутри здания и даже под землей (тепловые насосы, например). Некоторые здания, не блещущие внешней красотой, имеют самые высокие рейтинги по международным зеленым стандартам.
В численном составе RuGBC среди архитекторов лидируют британские (ARUP, Buro Happold, PRP) и немецкие фирмы, но есть и российские имена - Сергей Цыцин, Борис Левиант.
- Что касается Олимпиады в Сочи - есть ли понимание того, что объекты инфраструктуры, которые увидит весь мир, должны быть безопасными для природы? Что для этого делается?
- Действительно, обширное новое олимпийское строительство на границах природных парков и заповедников влияет на окружающую среду и экологию. Задача экологического строительства - минимизировать негативное влияние и компенсировать нарушенный природный баланс. Другая важная проблема в рамках сочинского экостроительства - это олимпийское наследие и последующая жизнь и эксплуатация спортивных и инфраструктурных объектов. Десять спортивных сооружений и инфраструктурных объектов Олимпиады будут сертифицированы по международному стандарту BREEAM Bespoke - он аналогичен по требованиям рейтинговой системе, используемой для оценки олимпийских объектов для Лондона-2012, но учитывает специфику России. Более 150 инфраструктурных сооружений в Сочи примеряют на себя корпоративный стандарт ГК "Олимпстрой". Объекты параолимпийской деревни станут пилотными для проверки нового российского зеленого стандарта, разработанного при поддержке Минприроды. Все эти мероприятия - результат двухлетних усилий сторонников экостроительства в России и поиск взаимного компромисса между экологами и строителями олимпийских объектов.
- Каким вы видите будущее гринбилдинга в России?
- Первыми элементами общественного обсуждения из целостного понятия экологического строительства были воздействие на окружающую среду, "чистые" экоматериалы и ландшафтный дизайн. Сейчас активно дискутируется энергоэффективность с расширением до эффективного использования всех ограниченных ресурсов в целом. Тема green building стала звучать в повестке всех крупных форумов и конференций. Катализатором стали инициативы сверху по теме энергоэффективности и "озеленению" Олимпиады и примеры успешного международного опыта и практик. Сейчас основная тема - экологические стандарты в качестве объективного критерия измерения экологичности зданий. Возможно, Россия повторит сценарий развития стандартов во Франции. Там существовали и применялись международные стандарты в чистом виде, потом была разработана национальная система HQE, сейчас происходит конвергенция адаптированных международных стандартов (это дает интеграцию) и доработка HQE (это учитывает локальную специфику). После переходного периода останется один скоординированный стандарт. А в развитии экологического строительства в России вскоре придет время для дискуссий и действий по альтернативной энергетике, переработке мусора, мультидисциплинарному подходу к экологическому строительству и устойчивому развитию.
2011 год по восточному календарю будет годом белого металлического кролика, но вполне может пройти под знаком "зеленого" деревянного домостроения...
Беседовал Игнат Бушухин