Аутлет-центры придут в Россию
Популярный на Западе формат торговой недвижимости - аутлет-центры - в скором времени появится и в России. О том, сможет он ли прижиться на нашем рынке, как может здесь развиваться и с какими сложностями придется столкнуться девелоперам, мы спросили участников рынка.
Традиционно в аутлет-центрах представлены остатки коллекций прошлых сезонов по сниженным ценам или стоковая одежда известных брендов. Кроме того, в аутлетах присутствуют и магазины средней категории. Отличительная особенность формата - местонахождение. Как правило, такие торговые центры возводятся в пригородах, в итоге за счет более дешевой земли арендные ставки на порядок ниже городских. На Западе аутлет-центры находятся на крупных магистралях и имеют хорошую транспортную доступность. Но подходит ли такой формат к нашим реалиям, где даже в 20 км от столицы стоимость земли высока, а шоссе и так забиты до предела?..
Проекты аутлет-центров, заявленные к реализации в России
Название | Местоположение | Общая пл., кв. м | Выход на рынок |
Fashion House | Московская обл., Ленинградское ш., рядом с а/п "Шереметьево" | 38 600 | Конец 2011 г. |
Outlet Village Belaya Dacha | Московская обл., г. Котельники | 38 000* | I фаза - сентябрь 2011 г. |
II фаза. - III кв. 2012 г. г. | |||
"Уткина заводь" | Ленинградская обл., Всеволожский р-н | 23 000* | II-III кв. 2012 г. |
* - арендопригодная площадь
Источник: данные компании Blackwood, открытые источники
Многие девелоперы и другие участники рынка торговой недвижимости уверены в успешности функционирования аутлет-центров в России. Проведенное компанией Hines исследование о готовности российского рынка к открытию проектов в этом формате, показало, что на фоне восстановления российской экономики и улучшения макроэкономических показателей сегодня на рынке складываются идеальные условия для строительства аутлет-центров. Кроме того, из 100 опрошенных представителей брендов, дистрибьюторов и компаний, работающих на условиях франшизы, 80% заявили о своей готовности к участию в таких проектах. "Результаты исследования наглядно продемонстрировали перспективность российского рынка для аутлет-центров, а также наличие серьезного спроса на торговые центры подобного формата", - комментирует сложившиеся условия на рынке старший вице-президент и управляющий директор компании Hines в России Ли Тимминс.
Однако до сих пор в России нет ни одного подобного готового проекта. По словам директора департамента торговой недвижимости Colliers International Галины Малиборской, причин, по которым аутлет-центры не развиваются в России, несколько. "Для того чтобы бренд торговал стоками, он должен иметь колоссальное количество магазинов в России и массу нераспроданного товара", - считает она. Во-вторых, как отмечает эксперт, права на представление брендов товаров класса люкс на территории России принадлежат четырем компаниям, которые "не готовы продавать эти товары дешево, поскольку пока достаточен спрос на товары класса люкс по ценам бутиков". И еще одна немаловажная причина - отсутствие профессиональных российских компаний, способных управлять подобными комплексами. Западные компании, управляющие аутлет-центрами, по ее словам, только приглядываются к российскому рынку.
Впрочем, управляющий партнер компании Blackwood Константин Ковалев считает, что на сегодняшний день рынок профессиональной торговой недвижимости Московского региона близок к насыщению традиционными полноформатными торговыми центрами и потенциально готов к восприятию новых форматов. Дополнительным положительным аргументом, по его мнению, является и то, что за период кризиса население переориентировалось на потребление менее дорогих товаров и услуг. Однако если Москва и Подмосковье не страдают от нехватки торговых центров привычных форматов, то в других регионах ситуация менее радужная. Кризис затормозил развитие в том числе и торгового сегмента. Не только приостановилось строительство новых центров, но и упала заполняемость уже существующих. Да и вообще нуждаются ли российские регионы в люксовых брендах, хоть и по сниженным ценам, и, в свою очередь, хотят ли престижные торговые марки присутствовать на региональных рынках? "В России, пока сегмент профессиональной торговой недвижимости не насыщен и рынок еще готов принять много классических ТЦ, смысла делать аутлеты нет", - говорит Галина Малиборская. Несмотря на это, эксперт уверена, что именно за этим форматом будущее ритейла.
Среди проблем, которые встают на пути развития аутлет-центров в России, помимо отсутствия опыта реализации подобных проектов у российских компаний, высокой стоимости земли и недостаточного развития транспортной инфраструктуры Константин Ковалев называет сложность с привлечением торговых операторов форматов люкс и премиум. "В России большинство подобных торговых марок развиваются по франшизе, причем данные франшизы принадлежат ограниченному кругу компаний. Поскольку в аутлет-центрах предполагается продажа товаров, сделанных на фабрике специально для реализации в них (помимо остатков коллекций), вопрос о том, будут ли российские франчайзи люксовых марок развивать это направление торговли, заведомо более сложное и менее выгодное по сравнению с классической розницей, пока остается открытым", - считает он.
При всех возможных трудностях появление аутлет-центров в России не за горами. Только на прошлой неделе было анонсировано об открытии в 2011 году как минимум двух подобных центров. Компания Hines и группа компаний "Белая Дача" представили свой новый проект - Outlet Village Belaya Dacha, который будет открыт в городе Котельники Московской области в сентябре следующего года.
Кроме того, в марте 2011 года в рамках реконцепции ТРЦ "Вэймарт" появится торговый комплекс формата аутлет-центр Brandcity (на 26-м километре МКАД). Как утверждает директор отдела торговой недвижимости Core Group Марина Минасова, торговые операторы демонстрируют активный интерес к данному проекту. В целом, как отмечает эксперт, "для России этот формат не просто новый - его еще нет. Как он будет реализоваться, развиваться и приживаться, какие обретет особенности с учетом развития рынка ритейла и торговой недвижимости, прогнозировать фактически невозможно. В любом случае, адаптация формата для российской действительности произойдет, но на это уйдет не один год", - заключает она.
Ольга Петрова