С. Калинин: "Делать коворкинги на 30–50 рабочих мест рядом со "спальниками" – это очень хорошая идея"
Генеральный директор KR Properties Сергей Калинин рассказывает в интервью "РБК-Недвижимости" о первом для Москвы опыте управления коворкингами и о планах создания в столице лофт-бюро.
- Давайте определим предмет этой беседы. Вы говорите, что в Москве появился новый формат офисной недвижимости?..
- Я говорю о том, что мы - KR Properties - одна из компаний, которая экспериментирует с новыми форматами офисов. И один из таких форматов - это коворкинг (от англ. co-working - совместная работа, схема организации труда, при которой несколько самозанятых работников трудятся в одном помещении - РБК-Недвижимость).
Коворкинг подразумевает, что сотрудники разных компаний сидят в одном помещении (оупенспейсе) за рабочими местами, поделенными перегородками. В одном зале могут располагаться 30-40 мини-компаний из двух-трех человек. Пилотный проект с такой формой офисов мы сделали год назад в лофт-квартале "Даниловская мануфактура" (см. фотогалерею внизу страницы). Мы заимствовали этот формат в США, где он широко развит и является альтернативой стандартной аренде офисных площадей. Коворкинг интересен небольшим компаниям, которым накладно платить аренду за обособленный кабинет в 30 кв. м и которые хотят занимать лишь несколько столов, стульев, шкаф и иметь подключенные сети. Не могу сказать, что нас очень радует экономика нашего проекта, но для нас "Даниловская мануфактура" является уникальной экспериментальной площадкой, где совмещены несколько форматов аренды (классическая аренда и коворкинг, под который отведен этаж одного из корпусов). С точки зрения доходности это не особо впечатляет, но обеспечивает среднюю доходность на уровне обычного бизнес-центра класса "В-" в районе 400 долларов за 1 кв. м в год. В любом случае отмечу, что за прошедший год мы смогли полностью заселить наш лофт-квартал, где на сегодня нет ни одного свободного рабочего места. И при этом мы никак не пиарили и особо не рекламировали этот формат: сработало сарафанное радио, люди сами узнавали о таких офисах, в основном из Интернета, об этом писали в своих блогах и т. д.
Что касается всего квартала, то кроме коворкингового пространства, в "Даниловской мануфактуре" есть и "обычные" офисы - лобби от 50 до нескольких тысяч квадратных метров со своим входом, со своей приемной, а также и промежуточный формат, который мы активно собираемся развивать, - лофт-бюро. Лофт-бюро - это концепция ready solutions (англ.: готовые решения), офисная зона, куда люди приходят поработать на время. Это очень удобно для компаний, у которых в Москве, допустим, есть представитель без офиса или когда нужно провести в Москве по делам несколько дней и надо где-то работать. Это будет стоить около 600 долларов за 1 кв. м в год. Лофт-бюро будет представлять собой привычную кабинетную "нарезку" по 30 кв. м на четыре рабочих места. Подобный формат появится на "Даниловской мануфактуре" до конца этого года.
- Чем такие новые форматы офисной недвижимости отличаются от обычных в плане управления и продаж?
- В плане управления они отличаются большим количеством сервисов, которые предлагаются арендаторам.
Если вы сдаете 30 тыс. кв. м в обычном бизнес-центре, то вы имеете дело с пятью - десятью компаниями-арендаторами, которые заключили с вами долгосрочные контракты и сами отвечают за то, что происходит на их рабочем пространстве. А управляющая компания и владельцы отвечают только за общие зоны: лестницы, ресепшен и т. д. Это все достаточно просто и давно обкатано. Когда вы сдаете каждому арендатору не этаж и даже не пол-этажа, а небольшое место в большой комнате, в которой сидят еще 30 разных компаний, то количество проблем, связанных с обслуживанием каждого арендатора, возрастает многократно. Организация бизнес-сервисов для большого количества арендаторов - это отдельный бизнес-процесс, абсолютно новый для Москвы. Под сервисами я понимаю и услуги бизнес-консьержа для каждого из арендаторов, и телефонные и интернет-соединения с более высокими нагрузками, и т. д. То есть по стоимости затрат на квадратный метр "офисы в розницу" намного затратнее.
Второй вопрос - это вопрос продаж. Арендаторы мини-офисов - это не те клиенты, у которых есть миллион долларов, они готовы потратить на свой офис лишь тысячи долларов или сотни тысяч рублей. Поэтому для продвижения необходимы особенные каналы распространения информации. Как в больших компаниях, к примеру, ищут офис? В больших компаниях большой директор вызывает к себе исполнительного директора и говорит: "Джон, у нас есть идея переехать в новый офис в таком-то районе, где я недавно приобрел апартаменты, мы на это готовы потратить 800 долларов за "квадрат" в год". Джон садится в машину, объезжает брокеров, которые и будут искать офис. Для арендаторов, у которых нет таких ресурсов, процесс поиска офиса происходит по-другому.
Предприниматели сами ездят по городу, обращают внимание на наружную рекламу, ищут информацию о недвижимости в Интернете, в том числе и на вашем сайте. Собственники малого бизнеса сами звонят собственникам бизнес-центров, сами ведут переговоры, сами заключают договора.
С одной стороны, нам, как управляющей компании лофт-квартала "Даниловская мануфактура", легче разговаривать с небольшими арендаторами напрямую. С ними не надо по полгода обговаривать каждую деталь договора, подстраиваться под их требования. Но, с другой стороны, так как подобных клиентов очень много, то организовать стабильный рабочий процесс достаточно проблематично. Приведу пример. В нашу компанию еженедельно приходит 1-1,5 тыс. звонков по рекламам, которые мы даем. Для того чтобы обработать 1,5 тыс. звонков в неделю, в нашем колл-центре по 16 часов в день работают четыре человека. На просмотр записывается каждый второй звонящий, а это 700 человек в неделю, около 150 в день...
- Какие компании арендуют у вас площади в "Даниловской мануфактуре". Чем они занимаются?
- Как правило, это небольшие агентства, частные консультанты, фрилансеры, фотографы, всевозможные веб-дизайнеры, у которых нет жесткой привязки к определенному месту. Мы собрали интересную статистику: 70% рабочего времени наши арендаторы находятся за пределами своих рабочих мест. То есть клиенты коворкинга приезжают в офис только для того, чтобы не работать дома на кухне, а все остальное время они находятся в движении.
Вообще, мне кажется, что такой формат офисной недвижимости, как коворкинг, будет сложно раскрутить в России. У нас все-таки остается еще представление о том, что работа - это офис, а работа вне офиса воспринимается как некое хобби, на котором много не заработаешь. Но это не так! В США и Европе, к примеру, служащие и менеджеры компаний все чаще стараются работать дома или в коворкингах, пользуясь новыми коммуникационными технологиями. Для многих уже все равно, приходишь ты на работу к 9:30 или включаешь дома электронную почту и веб-камеру для своего бизнес-общения. В США уже более 10% служащих работают на дому, в России - менее 1%.
- А когда вы ввели "Даниловскую мануфактуру" в эксплуатацию?
- В феврале прошлого года.
- В самый кризис?
- Да.
- Создание коворкингового рабочего пространства было изначальной идеей?
- Да изначальной, кризис тут ни при чем. Реконцепцию "Даниловской мануфактуры" мы не проводили.
- Каким вы видите будущее коворкинга в России?
- Уверен, что в недалеком будущем в Москве появятся сетевые компании, которые будут иметь 5-6 локаций коворкинговых офисов. Я считаю, что делать коворкинги на 30-50 рабочих мест рядом со "спальниками" - это очень хорошая идея, и она будет работать в будущем. Вопрос в том, что мы слишком крупная компания, чтобы реализовать такие мелкие проекты. Для наших объемов, когда мы управляем полумиллионом квадратных метров, это не очень интересно. Но, в принципе, кто-либо когда-либо это реализует.
Мы больше рассчитываем на формат лофт-бюро - мини-кабинеты со всеми сервисами. В частности у KR Properties есть планы создания 3-10 лофт-бюро по 60-70 кабинетов каждое в разных местах Москвы.
Беседовал Игнат Бушухин
Наша справка
Лофт - переоборудованное под жилье или офисы помещение заброшенной фабрики, другого здания промышленного назначения.