К. Апрелев: "Рынок недвижимости в ценах откатился на уровень 2006 года"
Российская гильдия риэлторов объединяет под своим началом огромное количество компаний, работающих на рынке недвижимости России. О том, каких результатов по усовершенствованию и развитию рынка удалось достичь, с чем возникают наибольшие сложности и какие задачи ставит перед собой риэлторское сообщество, мы поговорили с Константином Апрелевым, вице-президентом РГР.
- Какая работа сейчас идет по развитию РГР? Каких результатов уже удалось добиться?
- На последнем съезде РГР мы приняли план работ на 12 страницах текста. Все эти мероприятия, проходящие более чем в 40 городах России, направлены на развитие возможностей организации и ее членов. Это семинары, форумы, конференции, мастер-классы, выставки, круглые столы, ряд совместных мероприятий с другими профессиональными объединениями, чьи интересы лежат в области рынка недвижимости (управляющие недвижимостью, строители, девелоперы, банкиры, страховщики и т. д.).
К стратегическим планам развития можно отнести ряд конкретных проектов, которые имеют приоритет. К примеру, принятие дополнений к кодексу этики и стандарты практики профессионалов, входящих в гильдию (1994 год), принятие принципов коллективного членства для всех членов региональных объединений, входящих в гильдию (1997), создание специальных проектов по сертификации управляющих недвижимостью и консультантов по инвестициям в недвижимость совместно с международными институтами IREM и CCIM (1998, 2002), регистрация и введение добровольной системы сертификации услуг на рынке недвижимости (2002), введение обязательных к выполнению требований к квалификации специалистов, работающих в брокерских (риэлторских) компаниях на рынке недвижимости, стандартизация требований к содержанию учебных программ и уровню знаний и навыков специалистов (2003), создание единой всероссийской базы квалифицированных специалистов на рынке недвижимости (2008).
Результаты, которых мы добились - это устойчивая динамика роста количества членов и профессиональных региональных объединений, сертифицированных компаний и квалифицированных специалистов, широкий охват доли рынка по совершаемым сделкам через деятельность своих членов. Конечно, непростое состояние экономики не только затормозило на время тренд устойчивого развития, но и подтолкнуло эти процессы к откату назад, на уровень 2007 года. Рынок недвижимости в ценах откатился на уровень 2006 года, а в объемах сделок и того больше - к 2005 году.
- Как вы оцениваете современное состояние региональной "сети" РГР?
- Состояние непростое, на 10-30% возможно сокращение количества региональных членов гильдии. Но мы приняли ряд мер по поддержке региональных объединений ключевой основы РГР. Это разработка специальных мероприятий по обучению и обмену опытом при работе в сегодняшних непростых рыночных условиях, снижение размеров взносов и сборов, пересмотр бюджетов и переориентация акцентов в работе объединений на проекты, приносящие результаты в краткосрочной перспективе. Это и объединение рекламы, и работа с потребителями, открытые диалоги с населением, властью и СМИ, широкое консультирование населения и защита прав собственников в СМИ. Надеемся, что нам удастся сохранить все наши региональные и муниципальные профессиональные объединения и при подъеме рынка укрепить позиции профессионалов, публично практикующих на этом непростом и высококонкурентном рынке услуг, имеющем, кроме того, огромное социальное значение для населения.
- Россияне активно приобретают недвижимость за рубежом. Идет ли какая-то совместная работа между отечественными и иностранными риэлторскими ассоциациями? Какие задачи уже решены, и что планируется?
- Для решения этих задач в РГР есть комитет по международным связям: являясь коллективными членами таких международных профессиональных объединений, как ФИАБСИ и СЕРЕАН, мы взаимодействуем со всеми национальными ассоциациями США, Болгарии, Черногории, Сербии, Италии, Нидерландов, Чехии, и т. д. Но, с моей точки зрения, интерес к зарубежной недвижимости несколько понизился.
- Как ограничить доступ недобросовестных риэлторов на рынок? Каким образом членство в РГР может гарантировать потребителю возможность избежать встречи с недобросовестными риэлторами?
- Во-первых, недобросовестные - это те, кто нарушил неоднократно требования Кодекса этики и стандартов практики, а за это компании из гильдии исключаются. Во-вторых, недобросовестные не принимаются в члены. Следовательно, остаются добросовестные. В-третьих, за качеством работ ведет контроль система сертификации и дисциплинарные органы. Кроме того, помогают разрешать споры с потребителями услуг и партнерами по проведению сделок специально созданные при региональных и муниципальных объединениях комитеты по разрешению споров и этике, в которые потребители могут обратиться на безвозмездной основе.
Все эти меры создают целый набор преимуществ для потенциального получателя услуг и снижают риск получения некачественной услуги или ошибки.
- Каким вы видите дальнейшее развитие РГР? Какие первоочередные задачи ставит перед собой РГР?
- Прежде всего, это создание и укрепление механизмов контроля доступа к профессии на этом социально значимом рынке через развитие и совершенствование уже подтвердивших свою эффективность в РГР и международной практике инструментов саморегулирования. Разработка законодательных предложений, обеспечивающих ограничение доступа к профессии для неквалифицированных, некомпетентных и недобросовестных и скомпрометировавших себя на этом рынке услуг лиц. Устранение недобросовестной конкуренции на рынке услуг в сфере недвижимости. Переход к системе индивидуального членства всех профессиональных участников (агентов и брокеров).
- Считаете ли вы, что роль РГР сегодня ослабла? Чем и каким образом вы будете привлекать в ассоциацию новых членов?
- РГР - это не что-то эфемерное, это и есть наши члены. Гильдия существует для них и ради них. Если программы, создаваемые командой добровольцев и исполнительной дирекцией, будут интересны и конкурентоспособны, мы сможем укрепить свое влияние как профессиональное сообщество. Будем помогать региональным объединениям в развитии программ услуг и работе с органами власти, создавать новые учебные программы и проекты, позволяющие повышать компаниям свою конкурентоспособность, а профессионалам - повышать уровень квалификации. Все как обычно, да и кризис уже не первый, а в условиях кризиса обучающие программы и услуги профессиональных объединений становятся ещё более востребованными, все зависит от качества создаваемых программ и продуктов и их полезности именно в сегодняшней рыночной ситуации.