Строительные войны
Репутация застройщика зависит от господдержки
В результате финансово-экономического кризиса Россию накрыла волна задержек строительства жилых домов. В связи с этим будущие жильцы долгостроев все чаще пытаются защитить свои права, не только митингуя и направляя во всевозможные инстанции коллективные письма, а просто подавая в суд на застройщиков. Между тем задержки при сдаче объектов в имеющих место форс-мажорных обстоятельствах часто являются рабочими моментами, а кризис - плохая среда для сутяжничества в силу инфляции.
На практике закон "О долевом участии граждан в строительстве многоквартирных домов", к которому в основном апеллируют подающие иски граждане, не работал даже в докризисные времена. В законе содержатся только общие положения и нет четко прописанной процедуры расторжения договора долевого участия. Там не прописано, при помощи какого конкретно механизма застройщик должен вернуть деньги дольщику по требованию. А если нет механизма реализации судебного решения, то суду вообще нецелесообразно его выносить. "Это репутационный риск для всей судебной системы", - заявил РБК daily источник в одном из московских судов. К тому же в Москве, например, более 90% денег частных соинвесторов вложено в стройки по вексельным схемам или предварительным договорам купли-продажи. Покупатель вынужден либо играть по существующим правилам до конца, либо не играть вообще.
Рассчитывать на модернизацию несовершенного законодательства в данной области в кризисный период не приходится. Идти другим путем - банкротить или распродавать строительную компанию - не выгодно никому. Во-первых, возместить ущерб всем заинтересованным сторонам зачастую не получается - не хватает ресурсов. Во-вторых, длительная процедура выполнения судебных формальностей из-за инфляционных процессов обесценит даже ту часть денег, которую удастся получить от застройщика, признавшего дефолт. Едва ли кто-то из соинвесторов хочет лишиться квартиры и получить вместо нее дешевеющие на глазах деньги. Да и то не в полном объеме.
Призывы "сдавать жилье обратно" и забирать деньги могут быть частью коммерческого плана спекулянтов, которые сейчас планируют заняться скупкой квартир, поскольку понимают, что через пару лет на повторной продаже можно будет озолотиться. Отобрать бизнес у пошатнувшихся под ударами кризисных волн компаний при помощи "народного гнева" - рабочая задача для рейдеров, а иски граждан к застройщикам - порой лишь эффективный инструмент в нечистоплотной конкурентной борьбе. Распространение информации о судах с дольщиками становится катализатором проблем с инвесторами. А без инвестиций любое замедлившееся строительство остановится окончательно, поскольку заканчивать его будет не на что. Кризис - это война за передел собственности. И соинвесторы могут оказаться в ней пушечным мясом.
Между тем риск недостроя сейчас зависит от репутации застройщика, которая, в свою очередь, зависит от степени государственной поддержки. "Государство должно поддерживать застройщиков эконом-класса, - сообщил РБК daily управляющий партнер компании Panorama Estate Омар Гаджиев. - Это в интересах конечных покупателей. Должна быть выработана соответствующая стратегия". Уже получившие "охранную грамоту" от государства (включенные в так называемый список Путина) застройщики - ПИК, СУ-155, ЛСР, ДСК-1, "Главстрой", "Интеко" - не будут сбегать со стройки, бросив объекты и соинвесторов на произвол судьбы. В период экономической нестабильности лишь партнерство бизнеса и государства может оказаться единственной гарантией жизнеспособности рынков.
АЛЕКСАНДР ШИРОКОВ