Новые маркетинговые концепции игроков рынка недвижимости
Кризис затронул всех игроков рынка недвижимости. Некоторые компании пересмотрели свой маркетинговый бюджет: кто-то отказался от внешних услуг коммуникационных групп, кто-то сократил свои PR-отделы. Однако в кризисное время, особенно в условиях низкого спроса, реклама все-таки должна быть, и более того - нужно активно разрабатывать новые маркетинговые концепции, не только для привлечения клиентов, просто чтобы удержаться на рынке.
"Обычно в период кризиса многие компании отказываются от рекламного и pr-бюджета. И это, по нашему мнению, ошибочно, так как те компании, которые продолжают размещать свою рекламу, активно комментировать ситуацию на рынке, существенно выигрывают перед конкурентами, - рассказывает директор по маркетингу группы компаний "Конти" Юрий Синяев. - Для многих покупателей тот факт, что компания размещает рекламу, освещает свою деятельность в СМИ даже в периоды финансовой нестабильности, является свидетельством ее надежности и устойчивости развития». По его мнению, участникам строительной отрасли необходимо как можно больше рассказывать о положении на рынке, чтобы люди могли получать достоверную и объективную информацию. "Главное - восстановить доверительные отношения всех участников российского рынка, ведь недвижимость всегда была и останется наиболее надежным способом вложения средств и их сбережения в условиях нестабильной экономической ситуации", - отмечает эксперт.
В условиях коррекции цен на недвижимость и страха покупателей потерять деньги некоторые девелоперы опробовали новый маркетинговый ход, предложив покупателям своеобразную страховку в виде возврата части затраченных на покупку средств, если средняя цена недвижимости сильно упадет. К примеру, так поступил Villagio Estate, девелопер элитных загородных поселков корпорации "Инком" и ФСК "Лидер". Многие компании разработали различные системы рассрочки платежа или предложили своим клиентам стать участниками ипотечных программ от девелоперов. Среди них - СУ-155, ФСК "Лидер", МГСН, "Пересвет-Групп" и другие компании. Присутствуют на рынке и стандартные маркетинговые "приемы": бонусные схемы, подарки и дисконты при покупке недвижимости.
Однако не только девелоперы, но и компании из смежных отраслей, пострадавшие от кризиса в неменьшей степени, вынуждены сейчас совершенствовать свою продуктовую линейку. Это касается и риэлторских компаний, и управляющих, и консультантов.
"На риэлторском рынке такие маркетинговые инструменты, как выставки, модульная реклама в прессе, реклама на наземном транспорте, в метро, безадресная рассылка сегодня менее эффективны", - отмечает Омар Гаджиев, управляющий партнер девелоперской и консалтинговой компании Panorama Estate. К примеру, рассказывает он, на первой антикризисной бизнес-конференции в числе дополнительных мер стимулирования продаж участники назвали перспективным такой инструмент, как квартирный trade-in. По аналогии с автомобильным trade-in предлагается старую квартиру сдатьв в зачет новой. "Данная мера, бесспорно, позволит существенно упростить схему обмена жилья. Желающим купить новое жилье не придется ждать покупателя на свою квартиру, что должно активизировать покупательский спрос. Квартирный trade-in выгоден также и риэлторам, которые смогут по этой схеме точно так же зарабатывать на комиссии. Чем больше будет сделок, тем больше будет доход ", - считает эксперт.
У управляющих компаний в сфере недвижимости также появились свои уникальные антикризисные предложения. "В рамках новой маркетинговой концепции мы разработали пакет услуг, основной целевой аудиторией которого являются девелоперы, в силу экономических причин вынужденные сегодня приостанавливать строительство объектов коммерческой недвижимости", - рассказывает Марина Великорецкая, генеральный директор компании Colliers International FM. В основе концепции, предложенной компанией, лежит идея максимального сохранения конструктивной и технической составляющих приостановленных проектов как основы успешного продолжения бизнеса в перспективе.
"Какой бы сложной ни была сегодняшняя экономическая ситуация, совершенно очевидно, что рынок недвижимости в конце концов выйдет из стагнации, - уверена Марина Великорецкая. - И в тот момент, когда он вступит в фазу развития, немалые преимущества получат именно те девелоперы, в портфеле которых есть приостановленные проекты. В отличие от новых участников рынка, им не придется проходить многоступенчатые, а потому довольно длительные подготовительные этапы - поиск участков под строительство, оформление документации и т. д., - достаточно будет лишь возобновить строительство и в результате выйти на рынок коммерческой недвижимости одними из первых".
Новые маркетинговые концепции разрабатываются и на рынке консалтинговых услуг в сфере недвижимости. Экспресс-анализ, перекредитование, смена концепции торговых площадей и прочие новые услуги сегодня можно увидеть на сайтах самых передовых консалтинговых компаний. К примеру, компания Panorama Estate предлагает своим клиентам бесплатное годовое обслуживание абсолютно всех консалтинговых работ. "В этом году рынок недвижимости ждут серьезные перемены, - поясняет Омар Гаджиев. - Стабильный и устойчивый рост, наблюдавшийся в последние годы, сменяется падением. В этой ситуации точность прогнозов существенно снижается, именно поэтому мы предлагаем новый сервис. Теперь клиенты могут обратиться к нам для "актуализации" работы с учетом новой рыночной ситуации даже после сдачи отчета. А именно, в течение года после того как наш клиент получит готовый консалтинговый отчет, он может периодически обращаться в нашу компанию, и мы пересчитаем итоги проекта с учетом актуальных инвестиционных затрат и ставок реализации ".
Сегодня компаниям нужно находить новые решения и разрабатывать новые маркетинговые стратегии, без которых, к сожалению, в сегодняшних суровых рыночных условиях выжить практически невозможно.
Ольга Петрова