С рынка недвижимости "бегут капиталы"
Представители двух российских ассоциаций – риэлторской и банковской – провели в понедельник пресс-конференцию, на которой признали существование ряда проблем на рынке московской недвижимости. В частности, рынок обеспокоен стагнацией цен и снижением объемов банковского кредитования строительной отрасли. Впрочем, представители Российского гильдии риэлторов утверждали, что проблемы никак не связаны с банковским кризисом, случившимся в июле этого года. В этом случае, полагают эксперты, если не рассматривать маловероятную версию сезонного снижения ликвидности рынка, можно говорить о том, что проблемы создает увеличившийся отток капитала из России.
Президент Российской гильдии риэлторов Елена Дранченко признала в понедельник факт, от которого долгое время открещивались московские риэлторы: на рынке наблюдается стагнация, связанная со снижением оборотов рынка. Проблема, по мнению г-жи Драченко, возникла еще в мае, с банковским кризисом она никак не связана и в скором времени, вероятнее всего, сойдет на нет. Кроме того, Елена Дранченко утверждает, что строительно-инвестиционные компании также столкнулись с проблемами в сфере банковского кредитования. «Банки перестали выдавать кредиты на некоторые объекты, кредитные линии работают с задержкой, – сказала она. – Компании вынуждены корректировать свою цену на 1–2%». И эта проблема, по всей видимости, с точки зрения Елены Дранченко, также не связана с банковским кризисом. «Мы сегодня должны говорить не о снижении цен, – уверяет Елена Дранченко. – Никакого тотального падения цен нет. В прошлом году мы наблюдали спекулятивное повышение цен на отдельные объекты. Сегодня отдельные инвестиционно-строительные компании приводят цены в соответствие с рыночными реалиями». В это можно было бы поверить, если бы в прошлом году цены не выросли на 40% и не на отдельные объекты, а в целом по рынку.
Елена Дранченко попыталась убедить собравшихся в том, что рост цен на рынке недвижимости продолжится, хотя сделала это как-то не очень убедительно. «Рынок недвижимости, в отличии от фондового, не реагирует на высказывания политиков, – говорила она. – Кроме того, этот рынок очень медленно реагирует на все события. Например, когда случился кризис в 1998 г., цены на квартиры снизились лишь к апрелю 1999 г., то есть через полгода». Из этого высказывания столь желаемый выступающими вывод о продолжении роста цен никак не следовал. Напротив, из сказанного напрямую следовало, что цены упадут к декабрю этого года. Впрочем, на помощь запутавшемуся президенту РГР пришел президент Ассоциации Российских Банков (АРБ) Гарегин Тосунян. «Если кто-то сомневается, что цены не падают, то пусть пойдет и попробует купить, – заявил он. – Тогда поймете, что и не светит пока». После этого заявления президент АРБ заговорил про необходимость поиска долгосрочных ресурсов для инвестирования в недвижимость и о том, что цены на элитное жилье не падают, а напротив, растут. Печальные нотки в голосе г-на Тосуняна во время всего монолога наводили на мысль о том, что тема ему близка.
Ситуацию попытался спасти вице-президент РГР Константин Апрелев, но, к сожалению, попытка также не совсем удалась. «Обвал – это падение на порядок, на несколько процентов», – пытался доказать г-н Апрелев, что обвала цен нет и не будет. Собравшиеся так и не поняли, что должно считаться обвалом: падение на порядок означает снижение цен до 180 долларов за квадратный метр против 1800 долларов (по данным аналитического центра IRN.ru), падение на несколько процентов – не более чем до 1600 долларов. Поняв, что разобраться с цифрами не удастся, Константин Апрелев переключился на инвесторов, которых, по его данным, на столичном рынке 20% (от общего числа покупателей). «Эти люди повлияли на состояние рынка, притормозив покупки», – сказал он. По мнению г-на Апрелева, сокращение банками финансирования строительства может стать причиной нового витка роста цен, поскольку вызовет сокращение объемов строительства и дефицит жилья. «В условиях отсутствия других инструментов для инвестирования это приводит к выводу о том, что осенью рост цен наиболее вероятен, чем их стагнация», – отметил г-н Апрелев.
Мысль об отсутствии других инструментов инвестирования понравилась присутствовавшим на мероприятии представителям банка «Евротрастбанк». «Я бы не стал категорично говорить о том, что банки прекратят кредитовать строительные организации, – заявил вице-президент «Евротрастбанка» Сергей Гандзюк. – Есть разные строительные организации. Для банков финансирование строительства жилья было очень эффективным с точки зрения доходности. Это привело к тому, что те банки, которые не имели большого опыта в данной сфере, купили векселя и другие ценные бумаги строительных организаций, не оценив степень риска. В этом-то и таилась главная опасность. Теперь банки станут более тщательно подходить к таким вложениям. Это и хорошо – будет меньше пирамид». Впрочем, собравшиеся так и не смогли ответить на вопрос, что является причиной стагнации на рынке недвижимости. Попытка натолкнуть их на мысль была предпринята из зала – участникам пресс-конференции был задан вопрос: «Не связана ли данная стагнация с выводом капитала из страны в связи с "делом ЮКОСа"?». Напомним, что по некоторым данным, из-за проблем вокруг нефтяной компании из России было выведено 11 млрд долларов. «Но ЮКОС же не контролирует рынок жилой и коммерческой недвижимости, – искренне удивилась вопросу Елена Дранченко. – Поэтому это дело никак не отражается на рынке». Риэлторы уже понимают, что высокие цены на нефть обеспечивают приток денег в российскую экономику и в условиях отсутствия надежных инструментов инвестирования вызывают рост цен на рынке недвижимости. Но, похоже, еще не понимают, что обратный процесс, коим и является отток капитала, может привести если не к их снижению, то стагнации.
Елена Тофанюк