Чего не построят в Москве
В пятницу главный архитектор Москвы Александр Кузьмин провел программную пресс-конференцию, на которой рассказал об основных направлениях градостроительной политики столичного правительства на будущий год. Основной вывод: гостиница «Москва» будет, причем она будет восстановлена в первозданном виде, а четвертого транспортного кольца не будет, поскольку, как сказал Александр Кузьмин, у московской мэрии денег на это дело нет. Кроме всего прочего, г-н Кузьмин продолжает ратовать за вывод Савеловского и Рижского вокзалов с территории города, правительство же по-прежнему эту идею не поддерживает. Таким образом, г-н Кузьмин в большей степени говорил о том, чего в Москве не будет.
«Принято решение о том, что гостиница «Москва» будет восстановлена в прежнем виде, – сообщил Александр Кузьмин. – Это будет гостиница, а не многофункциональный комплекс, поскольку гостиница является наименее транспортоемким сооружением». По мнению Александра Кузьмина, офисное здание на месте гостиницы «Москва» лишь усугубило бы транспортные проблемы в центре города. «В офис каждый норовит приехать на машине, – пояснил он свою мысль. – А в гостинице останавливаются гости города, которые предпочитают ездить на автобусе». При этом Александр Кузьмин подчеркнул, что во вновь отстроенной гостинице будет активно использоваться подземное пространство, а также первые этажи, на которых расположится зона досуга, открытая в том числе и для горожан. «Это только у нас привыкли пускать в гостиницу лишь тех, кто в ней проживает, – сообщил он. – А в любой стране мира гостиница – это некий центр, где можно провести конференцию и поесть, наконец». Напомним, что несколько месяцев назад в российской столице развернулись оживленные дебаты относительно необходимости восстановления «Москвы». В частности, предлагалось отказаться от восстановления гостиницы, оставив на ее месте площадь, поскольку в этом случае открывался очень красивый вид на Кремль и окрестности. Однако, как сообщил Александр Кузьмин, данная идея не понравилась историкам, которые заявили, что в этом случае будет нарушена историческая планировка центра города. Кроме того, в этой истории свою роль сыграли и интересы инвестора. В результате принято решение воссоздать все как было.
Александр Кузьмин заявил, что в текущем году, равно как и в ближайшие два-три года, в Москве так и не начнется строительство четвертого транспортного кольца. «У города нет денег на строительство четвертого кольца, – пояснил он. – Все средства уходят на строительство нового радиуса от Звенигородского шоссе с выходом на Новорижское шоссе. Кроме того, мы плотно занимаемся подъездами к Внукову. В ближайшее время будет закончено продление Киевского шоссе до 37 км В 2006 г. начнутся работы по расширению до трех полос движения Боровского шоссе. В этом же году должно быть установлено железнодорожное сообщение. Это все, больше ни на что денег у города нет». Правда, Александр Кузьмин оговорился, что на небольшие проекты, вроде «прокола» под железной дорогой в Южном Бутове, о котором давно мечтают жители этого района, деньги все же есть. По мнению главного архитектора, основной задачей правительства на текущий год является завершение непрерывного движения по Третьему транспортному кольцу, для чего необходимо построить развязку на Ленинградском проспекте. «Я сразу скажу, что на этом направлении у нас возможны трудности с движением транспорта в этом году», – предупредил население г-н Кузьмин.
Не будут также выведены с территории города Савеловский и Рижский вокзалы. «Таких предложений нет, но я считаю, что это сделать необходимо, – заявил г-н Кузьмин, подчеркнув, что это его личная позиция, не поддержанная правительством. – На Рижский вокзал приходит два-три поезда в день. Они с таким же успехом могут приходить на Ленинградский вокзал. Перенаправить грузовые потоки также есть возможность. Единственное, что мы не можем убрать, – это пригородные электрички, поэтому вывода вокзала не будет». Александр Кузьмин подчеркнул, что о полном уничтожении Рижского вокзала речь не идет, – скорее, о его переводе в Тушино. «Убрав Рижский вокзал, который, как нам всем известно, в большей степени работает как мебельная ярмарка, мы смогли бы освободить за счет грузовых дворов около 1 млн квадратных метров площадей под различную застройку, – сказал он. – Подчеркиваю, что никто не собирается рушить Рижский вокзал, я понимаю, как он нам всем дорог. Но мы могли бы его использовать другим образом, например, так, как используется вокзал Д’Орсе в Париже. Еще раз повторю, что это только мое предложение, которое пока не поддержано ни московским правительством, ни руководством Московской железной дороги». Свою позицию относительно Савеловского вокзала Александр Кузьмин не озвучил, но, очевидно, она повторяет позицию по Рижскому вокзалу.
Чего еще не будет в Москве – это торговой улицы на Никольской. Напомним, что в ближайшее время должна начаться ее реконструкция, при этом некоторые инвесторы, по данным RBC Daily, предлагают сделать ее полностью торговой, наполнив бутиками. Инвесторы мотивируют свое предложение тем, что в Москве нет такой торговой улицы или торгового квартала, как в любом более или менее приличном городе мира. Главный архитектор опроверг эту информацию, заявив, что никакой бутиковой улицы на Никольской не будет, а будет гостиница. «Мы уже сделали одну такую улицу – Столешников переулок, – пояснил он. – Заполнили ее магазинами для женщин на фоне исторической брусчатки, по которой невозможно ходить на каблуках». Впрочем, вряд ли именно этот мотив преобладал при принятии решения относительно Никольской улицы. Скорее всего, дело в том, что земля там поделена между несколькими инвесторами, каждый из которых намерен построить что-то свое. Также Александр Кузьмин опроверг слухи о строительстве трех небоскребов на Лужнецкой набережной. «Инвестор хочет их построить, но мы этого не допустим», – сказал он. А также развеял слухи о грядущей новой реконструкции Елисеевского магазина. «Проект реконструкции Елисеевского магазина у нас не рассматривался, также как и проект реконструкции или сноса "Детского мира"», – заявил главный архитектор.
Елена Тофанюк