Турфирмам не нужны пансионаты
Компания Dominion, занимающаяся инвестициями в загородную недвижимость, вышла на туристический рынок с предложением приобретать земельные участки для строительства туробъектов с инфраструктурой в Подмосковье. Хотя в самой фирме считают, что это предложение достаточно привлекательно, участники рынка не уверены в выгодности подобных вложений. По их мнению, сейчас интереснее приобретать гостиницы за рубежом, например, в Турции – с более низким сроком окупаемости и предоставлением налоговых льгот, чем в Подмосковье. К тому же сегодняшний режим загрузки пансионатов не позволяет вернуть вложенные инвестиции: дело в том, что спрос на размещение в них возникает лишь в выходные и праздничные дни. Эксперты полагают, что рассматривать подобные предложения будет возможно лишь тогда, когда появятся более выгодные условия по кредитам на приобретение земли и сгладятся «сезонные пики».
Dominion предлагает на продажу несколько земельных участков, которые могут, как считают в компании, заинтересовать участников туристического бизнеса. Причем речь идет не только о постройке обычного пансионата или дома отдыха, но и о создании необходимой инфраструктуры. По мнению представителей Dominion, такие вложения могут принести игрокам рынка неплохую прибыль. «Турфирмы развивают свой бизнес, а вложения в земельные участки с дальнейшим строительством – это длинные инвестиции, которые окупаются, – сообщил RBC Daily представитель компании Кирилл Лужбин. – Мы просто пытаемся привлечь участников туристического рынка. Думаю, такие объекты могут их заинтересовать». На вопрос RBC daily, сможет ли рынок Подмосковья составить конкуренцию рынку Краснодарского края (как раз там туркомпании приобретают или берут в управление пансионаты), в Dominion сказали, что во главу угла в данном случае ставится возможность создания комплекса услуг в непосредственной близости от столицы.
Напомним: качественное размещение в Подмосковье – вопрос довольно острый. Накануне пиковых дат – каникул, выходных – довольно трудно найти приемлемый вариант. Казалось бы, при таких условиях на рынке должен ощущаться дефицит мест размещения и возможное строительство новых пансионатов могло бы решить проблему. Однако, по словам участников рынка, дефицит возникает лишь в «пики», все остальное время пансионаты и дома отдыха простаивают. Поэтому объективных предпосылок к заполнению рынка пока не предвидится. Кроме того, эксперты сомневаются и в целесообразности предложения. «Думаю, рынок Подмосковья достаточно освоен, и турфирмы на нем – лишние, – сказал RBC daily генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин. – Даже если расширить круг потенциальных инвесторов, всем хорошо известно, что выгоднее строить в Подмосковье – коттеджные поселки с четким позиционированием. К тому же о проектах с нуля я не слышал: обычно пансионаты возникают на основе уже существующих баз».
Участники рынка сходятся в том, что на данном этапе туристические компании просто не заинтересованы в покупке земли под пансионаты. «Для этого слишком велики сроки окупаемости проектов, – комментирует ситуацию Сергей Ромашкин. – Известные мне бизнес-планы предусматривали вложения порядка 1,5-2 млн долл. со сроком окупаемости 8-10 лет при среденегодовой загрузке 70%. Очевидно, что такими вложениями заниматься рискованно. За те же деньги можно купить турецкий отель со сроками окупаемости 3-4 года и иметь при этом налоговые льготы». Сходного мнения придерживаются и другие участники рынка. «Для турфирм такие предложения неинтересны, ведь вложения вернуть практически невозможно, – сказал RBC daily директор группы компаний «СНП» Андрей Головин. – Достичь желаемых показателей годовой загрузки в 70-80% бывает нереально, а поездки «выходного дня» не смогут вернуть вложенные деньги». Как рассказал г-н Головин, СНП участвовала в нескольких конкурсах по приобретению пансионатов, но сроки окупаемости по ним были слишком высоки – 10-12 лет. В таких условиях, по мнению собеседника RBC daily, выгоднее заниматься перепродажей участков, а не строительством на них новых объектов. «К тому же на местном рынке важен вопрос приближенности к Москве: в пределах 40 км от города еще возможно работать за счет бизнес-клиентов, туров выходного дня, – считает он. – Дальше имеет смысл строить только жилую недвижимость». Даже в самом оптимистичном случае, считает Сергей Ромашкин из «Дельфина», появление новых пансионатов не решит проблемы: заполняемость останется прежней, а в худшем случае владельцам придется сильно поднимать цены.
Немного иначе ситуация сейчас складывается в регионах: так, например, в прошлом году компания «РВБ-Алеан» открыла собственный отель в Анапе. Но в Краснодарском крае особо выгодные предложения земли ограничены близостью к морю: на них устанавливаются самые высокие цены, и спрос соответствующий. В Подмосковье же, наоборот, земельный ресурс пока обширный, правда, спрос со стороны туркомпаний не слишком высокий. Участники рынка полагают, что эта ситуация может поменяться, если произойдут изменения как на рынке недвижимости, так и в туристической сфере. В частности, Андрей Головин считает, что спрос, вероятно, появится, если компании смогут получать кредиты на приобретение земельных участков на выгодных условиях, с учетной ставкой 6-8%. А кроме того, по его мнению, имеет смысл возвращаться к старой системе отдыха, когда не было подобных «пиковых» дат отдыха – праздничных и выходных дней.
Анна Попова